В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Андрей Лукомский

Андрей Лукомский

Андрей Лукомский. Фото: из личного архива художника

В детстве все кажется возможным – даже то, что куклы и игрушки могут говорить и жить своей жизнью. И здесь дети не сильно ошибаются. Это становится вполне реальным в театре кукол. И если вы, уже став взрослыми, перестали верить в чудеса, попробуйте отбросить скептицизм и вспомните свое детство. А поможет сделать это художник Андрей Лукомский.

Андрей Михайлович Лукомский родился в Мурманске, окончил Ярославский театральный институт и по приглашению приехал работать в Белгород. Здесь он живет и трудится и сейчас. Его профессия – художник-постановщик театра кукол – не самая распространенная, а в 80-е годы таких специалистов готовили только в двух институтах. Но именно этот путь выбрал для себя Андрей Михайлович.

«Мой отец работал в Мурманском театре кукол, и я с пятилетнего возраста не только ходил на все премьеры, но и проводил там все свое свободное время. Фактически вырос за кулисами театра кукол», – вспоминает художник.

Прежде чем окончательно определиться с выбором своей профессии, Андрей Лукомский хотел попробовать себя и в других направлениях. Во времена его молодости в Советском Союзе большую популярность набирало художественное конструирование, появилось модное слово «дизайн». И Андрей Михайлович решил поступить на эту специальность в Ленинградское художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Но именно здесь, в культурной столице страны, постоянно посещая гастрольные спектакли театров различных стран мира – Китая, Швейцарии, Чехии, Италии, Болгарии, Японии, Франции, Голландии, Германии – он понял, что театр кукол ему все-таки ближе.

«Мне, например, тесно существовать в рамках одного вида или жанра. Скульптор работает с металлом, деревом, камнем. В живописи важно передать образ в цвете. А вот театрально-декорационное искусство включает в себя и живопись, и графику, и скульптуру и костюм, и сценографию. От задумки и эскизного проекта на бумаге до воплощения спектакля проходит буквально два-три месяца. Вот этим-то мне и интересно заниматься», – рассказывает Андрей Лукомский.

Многие считают, что зрителем в театре кукол может быть только ребенок, что такие спектакли всегда основаны на сказках, но это далеко не так. Все чаще в театрах кукол делают спектакли для взрослого зрителя. Во многих странах – например, Италии, Турции, Франции, Испании, Германии – в ресторанах и кафе проводят целые развлекательные программы с участием кукольников. Сюда взрослые приходят не только отдохнуть, но и посмотреть представление. На Руси же были популярны петрушечные комедии, которые с удовольствием смотрели и взрослые, и дети.

«Почему-то все ошибочно считают, что спектакли в театре кукол предназначены для самых маленьких. Но существуют ограничения по возрасту, которые созданы для того, чтобы учитывать особенности восприятия ребенка. Ведь театр кукол – это первый театр, с которым сталкивается человек, и от этого зависит его будущее развитие и воспитание как зрителя, как личности», – считает художник.

Перед художником театра кукол стоит нелегкая задача – убедить зрителя, какого бы возраста он ни был. В театре драмы сделать это легче – люди больше поверят человеку, чем кукле. Но, как говорит Андрей Михайлович, были случаи, когда зрители выходили с поставленных им спектаклей со слезами на глазах.

Когда человек занимается любимым делом, это сразу заметно. Андрей Михайлович скорее не работает в театре кукол, а живет им. На его счету – более 50 спектаклей, которые ставились не только в Белгороде, но и в разных городах России, а также в США, Польше. Андрей Михайлович Лукомский был также одним из участников организации фестиваля «Белгородская забава», который впервые состоялся в областном центре в 1995 году. При этом сейчас он занимается не только воплощением своих идей и задумок на театральной сцене, но и пишет маслом, принимает участие в пленэрах и выставках.

Художник во многом проводит параллель между театром кукол и живописью поскольку по средствам выражения искусство театра кукол очень близко к изобразительному искусству. Здесь те же самые законы композиции, те же ритмические законы. Разница лишь в том, что в театре кукол картинка «живая» – она проходит во времени и в пространстве. И задача художника – как раз придумать среду обитания.

Если же говорить о принципиальных отличиях между театром кукол и театром драмы, то у Андрея Михайловича на этот счет свое мнение:

«Хотя драматический театр и театр кукол имеют много общего, но все-таки у них есть одно существенное отличие. Казалось бы, и там, и там есть актеры, сценография и костюмы – все то же самое. Но в театре драмы художник привязан к модульной единице – человеку. Ведь человек живет и существует сообразно физическим законам, которые нельзя игнорировать. Например, актер в «живом театре» не может просто так взлететь, провалиться под землю или рассыпаться на кусочки, а в театре кукол это можно сделать более убедительно и гораздо легче, чем в драматических представлениях. Художник здесь создает среду обитания со своими законами, фактически создается новая вселенная».

Мир в миниатюре, где главные герои – это куклы. Создавать его не так легко. Но ради слез и смеха зрителя, ради того, чтобы вернуть человека в детство или помочь ему не потеряться в уже взрослой жизни, стараться стоит. И если вы в театре кукол были уже давно или не были вообще – не упускайте такую возможность.

К слову, отправиться в экскурсию по Белгородскому театру кукол вы можете прямо сейчас – вместе с Дарьей Анискиной в ее проекте «Здесь была Даша».

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Валерия Федорова

В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

В мастерской художника. Владимир Желобок

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Сергей Бастаджян

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко

В мастерской художника. Александр Мамонтов

Фото: из личного архива Андрея Лукомского



Интересно? Поделись с друзьями!

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

По данным Центробанка, в 2015 г. регион занял пятое место по объему премии по сельхозстрахованию с господдержкой. Что чаще всего страхуют белгородские аграрии и какие причины сдерживают развитие агрострахования?
Род Ребиндеров сделал из слободы Шибека настоящий промышленный центр. Но на гербе заслуги семьи не нашли своего отражения. Как выглядела советская эмблема Шебекина, и что означает башня на ее современном варианте – в «Истории одного герба».
Выбирая название для улицы, стараются избегать созвучий и повторений, чтобы не было путаницы. Однако имя генерала Ватутина в Белгороде носят сразу два объекта. Почему так получилось?
Простой на вид герб Ракитянского района, вряд ли отражает всю ту богатую историю, которой могла бы похвастаться эта земля. Между тем, с Ракитным тесно связаны гетман Мазепа, генерал Юсупов и даже князь Меньшиков.
Графика, аэрография, карикатура, иллюстрация – этим не ограничивается список художественных направлений, в которых работает Сергей Расковалов. Белгородскому художнику есть, чем нас удивить. Давайте в этом убедимся.

Авторизуйтесь на сайте с помощью уже существующей учетной записи в любой социальной сети. Это просто!