В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Андрей Лукомский

Андрей Лукомский

Андрей Лукомский. Фото: из личного архива художника

В детстве все кажется возможным – даже то, что куклы и игрушки могут говорить и жить своей жизнью. И здесь дети не сильно ошибаются. Это становится вполне реальным в театре кукол. И если вы, уже став взрослыми, перестали верить в чудеса, попробуйте отбросить скептицизм и вспомните свое детство. А поможет сделать это художник Андрей Лукомский.

Андрей Михайлович Лукомский родился в Мурманске, окончил Ярославский театральный институт и по приглашению приехал работать в Белгород. Здесь он живет и трудится и сейчас. Его профессия – художник-постановщик театра кукол – не самая распространенная, а в 80-е годы таких специалистов готовили только в двух институтах. Но именно этот путь выбрал для себя Андрей Михайлович.

«Мой отец работал в Мурманском театре кукол, и я с пятилетнего возраста не только ходил на все премьеры, но и проводил там все свое свободное время. Фактически вырос за кулисами театра кукол», – вспоминает художник.

Прежде чем окончательно определиться с выбором своей профессии, Андрей Лукомский хотел попробовать себя и в других направлениях. Во времена его молодости в Советском Союзе большую популярность набирало художественное конструирование, появилось модное слово «дизайн». И Андрей Михайлович решил поступить на эту специальность в Ленинградское художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Но именно здесь, в культурной столице страны, постоянно посещая гастрольные спектакли театров различных стран мира – Китая, Швейцарии, Чехии, Италии, Болгарии, Японии, Франции, Голландии, Германии – он понял, что театр кукол ему все-таки ближе.

«Мне, например, тесно существовать в рамках одного вида или жанра. Скульптор работает с металлом, деревом, камнем. В живописи важно передать образ в цвете. А вот театрально-декорационное искусство включает в себя и живопись, и графику, и скульптуру и костюм, и сценографию. От задумки и эскизного проекта на бумаге до воплощения спектакля проходит буквально два-три месяца. Вот этим-то мне и интересно заниматься», – рассказывает Андрей Лукомский.

Многие считают, что зрителем в театре кукол может быть только ребенок, что такие спектакли всегда основаны на сказках, но это далеко не так. Все чаще в театрах кукол делают спектакли для взрослого зрителя. Во многих странах – например, Италии, Турции, Франции, Испании, Германии – в ресторанах и кафе проводят целые развлекательные программы с участием кукольников. Сюда взрослые приходят не только отдохнуть, но и посмотреть представление. На Руси же были популярны петрушечные комедии, которые с удовольствием смотрели и взрослые, и дети.

«Почему-то все ошибочно считают, что спектакли в театре кукол предназначены для самых маленьких. Но существуют ограничения по возрасту, которые созданы для того, чтобы учитывать особенности восприятия ребенка. Ведь театр кукол – это первый театр, с которым сталкивается человек, и от этого зависит его будущее развитие и воспитание как зрителя, как личности», – считает художник.

Перед художником театра кукол стоит нелегкая задача – убедить зрителя, какого бы возраста он ни был. В театре драмы сделать это легче – люди больше поверят человеку, чем кукле. Но, как говорит Андрей Михайлович, были случаи, когда зрители выходили с поставленных им спектаклей со слезами на глазах.

Когда человек занимается любимым делом, это сразу заметно. Андрей Михайлович скорее не работает в театре кукол, а живет им. На его счету – более 50 спектаклей, которые ставились не только в Белгороде, но и в разных городах России, а также в США, Польше. Андрей Михайлович Лукомский был также одним из участников организации фестиваля «Белгородская забава», который впервые состоялся в областном центре в 1995 году. При этом сейчас он занимается не только воплощением своих идей и задумок на театральной сцене, но и пишет маслом, принимает участие в пленэрах и выставках.

Художник во многом проводит параллель между театром кукол и живописью поскольку по средствам выражения искусство театра кукол очень близко к изобразительному искусству. Здесь те же самые законы композиции, те же ритмические законы. Разница лишь в том, что в театре кукол картинка «живая» – она проходит во времени и в пространстве. И задача художника – как раз придумать среду обитания.

Если же говорить о принципиальных отличиях между театром кукол и театром драмы, то у Андрея Михайловича на этот счет свое мнение:

«Хотя драматический театр и театр кукол имеют много общего, но все-таки у них есть одно существенное отличие. Казалось бы, и там, и там есть актеры, сценография и костюмы – все то же самое. Но в театре драмы художник привязан к модульной единице – человеку. Ведь человек живет и существует сообразно физическим законам, которые нельзя игнорировать. Например, актер в «живом театре» не может просто так взлететь, провалиться под землю или рассыпаться на кусочки, а в театре кукол это можно сделать более убедительно и гораздо легче, чем в драматических представлениях. Художник здесь создает среду обитания со своими законами, фактически создается новая вселенная».

Мир в миниатюре, где главные герои – это куклы. Создавать его не так легко. Но ради слез и смеха зрителя, ради того, чтобы вернуть человека в детство или помочь ему не потеряться в уже взрослой жизни, стараться стоит. И если вы в театре кукол были уже давно или не были вообще – не упускайте такую возможность.

К слову, отправиться в экскурсию по Белгородскому театру кукол вы можете прямо сейчас – вместе с Дарьей Анискиной в ее проекте «Здесь была Даша».

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Сергей Бастаджян

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко

В мастерской художника. Александр Мамонтов

Фото: из личного архива Андрея Лукомского

проспект Славы, 60 308000 Белгород +7 (4722) 58-44-00


Интересно? Поделись с друзьями!

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

Телевидение предоставляет огромные возможности для развития бизнеса, конечно, если речь идет об интерактивном ТВ. Рассматриваем особенности и преимущества этой услуги на примере «Ростелекома».
А вы знаете, что записать ребенка в детсад или школу, узнать текущие оценки и даже результаты ЕГЭ можно через Интернет? Делать все это, имея под рукой компьютер или мобильный телефон, позволяет портал госуслуг.
Как из простого щенка воспитать настоящего хвостатого полицейского? Секретами подготовки собак для правоохранительных органов поделились специалисты белгородского регионального Центра кинологической службы.
День защитника Отечества и Масленица! И этим все сказано. Праздники, а вместе с ними и целые батальоны интересных событий шагают к вашим услугам стройными рядами!
Что связывает Волоконовку и реку, протекающую в Тульской области? Какие есть версии происхождения названия поселка? И почему символом Волоконовского района были избраны дикие тюльпаны?

Авторизуйтесь на сайте с помощью уже существующей учетной записи в любой социальной сети. Это просто!