В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Александр Пшеничный

Александр Пшеничный

Александр Пшеничный. Фото: Евгения Здесенко

Жить над действительностью. По мнению белгородского скульптора Александра Пшеничного, именно в этом суть работы художника – смотреть на мир по-своему, перерабатывать увиденное и строить уже свою реальность, воплощая ее в творческих работах. И стоит сказать, что трудно не заметить это своеобразие, исключительность и порой даже причудливость в его авторских скульптурах. Особенно это чувствуется не в заказных работах, а сделанных им для себя, для души.

Александр Алексеевич Пшеничный – коренной белгородец. Он родился в селе Веселая Лопань в семье, как говорит он сам, обыкновенных крестьян. И это деревенское простодушие передалось от родителей к сыну. Простой, но в то же время увлеченный своим ремеслом человек – вот первое впечатление, которое создается после беседы с художником Пшеничным.

Интерес к этому виду творчества – скульптуре – возник у него еще в школьные годы. Александр занимался лепкой в студии бывшего Дворца пионеров, а после школы поступил в Пензенское художественное училище им. Савицкого. Но с самого начала приоритет был отдан скульптуре, а не живописи.

«Так получилось, что объем был для меня более важен. Но, конечно, процесс этот трудоемкий, одному тяжело. Если занимаешься скульптурой, то нужно иметь круг помощников. У Родена, например, было около 50 помощников, из них – 15 скульпторов, 8 литейщиков, 10 формовщиков… Раньше готовили мастеровых. Нет сейчас этой прослойки людей, у всех высшее образование», – рассказывает Александр Пшеничный.

Александр Пшеничный

Александр Пшеничный в мастерской. Фото: Евгения Здесенко

Поэтому и приходится скульптору по большей части справляться самому. Работа начинается с того, что делается деревянный каркас, на который налепливается глина. Быстро ли будет изготовлено изделие, зависит от многих факторов, поэтому, чтобы глина не высыхала, после работы нужно оборачивать ее мокрой материей и полиэтиленовой пленкой.

Следующий этап – формовка. На готовый глиняный «эскиз» накладываются разделяющие пластины и покрываются гипсом. И уже потом гипсовая модель отправляется на завод, где по ней из бронзы или же другого материала отольют скульптуру.

К слову, существует два основных способа создания скульптур: лепка, о которой шла речь выше, и ваяние. Лепят из мягких, поддающихся материалов – глины, воска. Этот способ позволяет как убрать некоторые элементы, так и добавить. Чего нельзя сказать о ваянии – в этом случает от цельного камня (мрамора, гранита и других) убирают излишки. Так был создан знаменитый «Давид» Микеланджело.

Но, конечно, сложность скульптурного ремесла заключается не только в технической стороне процесса. Здесь главное передать образ со всеми нюансами, ведь он воспроизводится в реальном объеме, и подмечать детали приходится с разных ракурсов.

«У живописца, графика и скульптора мозги устроены немного по-разному. Я вижу не только то, что видно, а еще то, что, например, сзади. Я просто это чувствую. Такое вот подсознание у скульптора. Поэтому и понимать скульптуру очень тяжело», – считает Александр Алексеевич.

Как и всем людям творческой профессии, скульпторам тоже иногда приходится бороться с рабочим кризисом: «Бывает, конечно, что нет такого желания, горения. Если не получается – депрессия натуральная. Но с возрастом уже вырабатывается другое качество. Тут уже упертость начинает брать – или я ее, или она меня – кто кого».

Старые вилы, металлические обручи и всевозможные детали, отжившие свое предметы быта – все идет в ход, когда Александр Пшеничный погружается в творческий процесс. Есть у скульптора персональное выставочное пространство, где постоянно экспонируются эти причудливые творения, созданные из подручных средств. Это место – хутор Пожарный Корочанского района. Здесь они с супругой Натальей Расковаловой живут летом. И здесь же они создали настоящий парк скульптур.

Но, как говорит Александр, не всем близко такое искусство. Хотя есть аудитория, которая с удовольствием и восторгом, прогуливаясь по парку, сразу замечает в этих скульптурах знакомые образы – это дети. Они, как никто другой, умеют не просто смотреть, но и видеть. А что вы сможете увидеть в арт-объектах Александра Пшеничного?

«Многим это не понятно, а понятно то, что более… натурально. Люди мало завязаны с искусством. Они поверхностно все это видят. Нет культуры контактной. Совсем маленький процент людей ходит на выставки. Но в этом ничего страшного и нет, потому что всегда было так. Зачем людям это нужно? Им нужно устраивать личную жизнь», – делится мнением скульптор.

Но, несмотря на отношение людей к искусству, парк скульптур Александра Пшеничного был и останется маленьким независимым островком творчества и фантазии, местом, где предметы обретают вторую жизнь, а люди – вдохновение.

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Валерия Федорова

В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

В мастерской художника. Владимир Желобок

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Сергей Бастаджян

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко

В мастерской художника. Александр Мамонтов

Фото работ: из личного архива Александра Пшеничного, Евгения Здесенко



Интересно? Поделись с друзьями!

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

Сегодня Белгородчина производит примерно 3,3 % всего отечественного сыра. К 2020 году этот показатель достигнет 5,5 %. Однако, несмотря на такие грандиозные перспективы, у местных производителей остается немало проблем.
С 2010 года белгородские власти работают в режиме управления проектами. О результатах такого подхода на форуме Сочи-2017 рассказал Евгений Савченко.
Некачественное оказание медпомощи, к сожалению, сегодня не редкость. Куда обращаться с вопросами по поводу недобросовестной работы врачей и как применить санкции к нерадивым медикам, рассказываем в этом материале.
Что такое «облачные вычисления», зачем они нужны, кому полезны и как их внедрять? Самое интересное о возможностях новых технологий – в цикле материалов «Бизнес «в облаках», подготовленном совместно с «Ростелекомом».
Стоит ли открывать свое ателье, когда в городе достаточно магазинов одежды? Ответ – определенно, да. Конечно, здесь есть свои трудности. Что ждет новичков в этом бизнесе, рассказывают владельцы белгородских мастерских.

Авторизуйтесь на сайте с помощью уже существующей учетной записи в любой социальной сети. Это просто!