В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Владимир Аксенов

Владимир Аксенов

Владимир Аксенов. Фото: Евгения Здесенко

Русское народное творчество – очень хрупкая область искусства, которая, по сути, находится на грани вымирания. Многие народные промыслы уже давно утратили свою популярность, а некоторые даже просто перестали существовать. А все потому, что не так много осталось специализирующихся на этом мастеров, а молодые художники все реже выбирают это направление. Но белгородцам повезло – есть у нас земляк, в руках которого рождаются художественные произведения, представляющие собой те уникальные, самобытные и памятные кусочки старины. О народном творчестве, возможностях и трудностях профессии мы поговорили с белгородским художником Владимиром Васильевичем Аксеновым.

Владимир Васильевич Аксенов родился в 1957 году в Красноярском крае, окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище города Хотькова Московской области и по распределению вместе с женой Галиной Ильиничной попал в Белгород. Правда, сразу после переезда здесь он пробыл недолго – через несколько месяцев его забрали в армию. Два года Владимир прослужил в Москве в штабе ПВО на телеграфе. Но и в этот период его творческий процесс не прекращался.

«В это время я занимался графикой из-за отсутствия возможности резать (по дереву). В голову приходили какие-то идеи, которые я потом попытался реализовать. Например, азбука в русских народных пословицах и поговорках. Но она до конца не была реализована», – делится воспоминаниями художник.

Но главным направлением его творчества стало декоративно-прикладное искусство. В основном Владимир занимается резьбой по дереву. Но в отличие от традиционного русского народного промысла – Богородской резьбы (изготовление игрушек и скульптуры из мягких пород дерева) – работы Владимира порой отклоняются от принятых канонов. Так, если в упомянутом выше промысле четко отслеживается характер прорезки, композиция и используемые приемы, то Владимир Аксенов, взяв за основу эти приемы, создает скульптуры немного по-своему. Что, по сути, усложняет ему работу.

При этом Владимир Васильевич – практически универсальный художник. Кроме резьбы по дереву он занимается и графикой, и живописью, используя самые различные художественные техники и материалы – масляную или сухую пастель, акварель, перо, карандаш. Иногда занимается линогравюрой. Если же говорить о жанрах его работ, то это, прежде всего, пейзажи.

«Я люблю, когда в пейзаже все существует в гармонии, а на полотне есть и животные, и люди, и природа. Мне нравится, когда в пейзаже что-то присутствует. Что-то живое. Может быть не так акцентированно. Или еще, например, свидетели времени – машины, какие-то объекты, которые связанны с современностью и подчеркивают то, что это наше время. Не прошедшее или будущее. В общем, я живу в своем времени», – объясняет Владимир Васильевич.

Владимир Аксенов не раз пробовал себя в новых и непривычных для него направлениях художественного искусства. Так, он одно время занимался монументальной живописью, участвовал в оформлении белгородского аэропорта и выполнял панно для кафе «Полет». Вместе со своей дочерью – Марией Браковенко – занимался оформлением кукольного театра. Пробовал себя и в медальерном искусстве – совместно с художником Анатолием Шишковым он выполнял заказ на медали, посвященные основанию Белгорода. К слову, после этого были еще заказы на создание подобных эскизов – уже из Польши. На вопрос, сложно ли часто перестраивать направления творческой деятельности, Владимир отвечает так:

«Это рискованно. Можно просто-напросто промазать или сесть в лужу, но дело в том, что я стараюсь учиться у всего и у всех. Поэтому опыт, который я накапливаю со временем, в нужный момент мне помогает. К сожалению, такие работы разовые и появляются через большие промежутки времени. Можно было бы, конечно, совершенствоваться, но так как у нас практически нет возможности выполнять такие крупные монументальные работы, то и нет возможности учесть ошибки которые, безусловно, присутствуют».

Известен Владимир Аксенов в Белгороде также и по другой причине – он является автором современного графического воплощения герба нашего города.

герб Белгорода

Герб Белгорода. Автор графического воплощения: Владимир Аксенов

В судьбе художника было много интересных и в то же время сложных моментов, один из которых – преподавание в колонии строгого режима. Около восьми лет он проработал с заключенными. Согласитесь, это большой и очень сложный в психологическом плане труд – условия работы были фактически экстремальными. Но Владимир Васильевич говорит об этом времени спокойно и сдержанно. Работы же его учеников из колонии тоже можно увидеть в мастерской художника.

мастерская Владимира Аксенова

В мастерской Владимира Аксенова. Фото: Евгения Здесенко

С сожалением Владимир Аксенов говорит об исчезновении народных промыслов и традиций. И в то же время он надеется на то, что изменятся и сами времена, и отношение к народному творчеству. Но об одном можно сказать с определенной уверенностью – вклад Владимира Васильевича Аксенова в развитие и поддержание этого хрупкого вида художественного искусства трудно переоценить.

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Валерия Федорова

В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

В мастерской художника. Владимир Желобок

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Сергей Бастаджян

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко

В мастерской художника. Александр Мамонтов

Фото работ: из личного архива Владимира Аксенова

проспект Славы, 60 308000 Белгород +7 (4722) 58-44-00


Интересно? Поделись с друзьями!

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

Из-за недоступности популярных курортов и сокращения доходов в этом году ожидается рост внутреннего туризма. Но стали ли местные базы отдыха и гостевые дома более популярны среди белгородцев?
В Белгородской области уже убрано 92 % ранних зерновых. Средняя урожайность превышает прошлогоднюю, а значит, у региона есть все шансы выдать новый рекорд. Комментарии и мнения – от наших экспертов.
На общем спортивном фоне грядущих выходных послушаем оперу, оценим игру столичных артистов, откроем пару выставок и продегустируем блюда из картофеля. С началом октября и отличного отдыха!
За последние годы уровень проведения свадеб в регионе ощутимо вырос. Молодожены больше не экономят на фотографах, а ивент-агентства стараются предложить парам что-то оригинальное. И это не далеко не все тенденции.
Белгородская область богата на фестивали, но молодежного фестиваля, да еще посвященного различным направлениям искусств, не было. До этой осени. Теперь есть: в пятницу в филармонии стартует фестиваль «Этажи».

Авторизуйтесь на сайте с помощью уже существующей учетной записи в любой социальной сети. Это просто!