Отпустить нельзя, стерилизовать. С 2020 года запятую в этой фразе поставил федеральный закон, запретив эвтаназию безнадзорных животных и предложив программу «Отлов-вакцинация-стерилизация-выпуск». Казалось бы, решение есть. Но как действует программа, порученная к исполнению муниципалитетам? Работает ли цепочка «отлов-вакцинация-стерилизация-выпуск» на деле?
В приюте «Добрый дом» в Новой Нелидовке сейчас на содержании более 150 собак. У каждой своя пронзительная история.
Пёс Миша уже идёт на поправку, его сбила машина, с тяжёлыми травмами он пролежал на обочине три дня. Неравнодушные люди подобрали и привезли сюда. Он – один из счастливцев, его хозяев отыскали, они скоро за ним придут.
Но это исключение среди местных постояльцев. 90 % из них с улицы и никому не нужны. Для таких с 2020 года работает программа «Отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск». Этот приют ведёт отлов сам, волонтёры получают информацию либо от администрации района, либо от самих жителей. Каждое животное регистрируют, осматривают и отправляют в десятидневный карантин. После начинают работу ветеринары.
«Должна быть смотровая, предоперационная и операционная, в которой непосредственно стерилизуют животных. Есть у нас ещё комната, где они находятся после операции. То есть они ещё некоторое время, 5-7 дней, находятся в этой зоне», – пояснила ветеринарный врач АНО «Центр содержания и защиты животных «Добрый дом» Светлана Бучнева.
Здесь посменно работают четыре врача и два ассистента, на них не только стерилизация, вакцинация от бешенства, инфекционных заболеваний. Через месяц собаку должны выпустить обратно, однако из 35 отловленных местными волонтерами псов 32 живут в приюте до сих пор. На улицах им не рады.
«Люди в нашем городе не готовы к тому, что на улицы будут возвращены животные. Зачастую людям неинтересно опасна собака или неопасна, вакцинированная ли она, с биркой. Люди категорически не хотят», – рассказала учредительница АНО «Центр содержания и защиты животных «Добрый дом» Мария Чумакова.
Последнее звено в цепочке «отлов-вакцинация-стерилизация-выпуск» действительно самое слабое. Это подтверждают и в Белгородском пансионате временного содержания животных. Сейчас он переполнен почти в полтора раза. Вакцинируют почти каждую, а стерилизуют вдвое меньше. Из полсотни бездомышей с начала 2021 года стерилизовали лишь каждую третью, выпустили и того меньше. Один из факторов - состояние собаки.
«Очень многие животные больные, не социализированные и опасны для общества. Мы не можем таких выпускать, нам в любом случае нужно провести с ними работу, чтобы с ними поработали кинологи, чтобы хоть как-то мы приучили этих животных к людям», – поделилась директор Белгородского пансионата для временного содержания безнадзорных животных Нина Лобанова.
Те же, кто идёт на волю, имеют бирку на ухе, чтобы люди понимали, что собака привита, стерилизована и неопасна.
Нонну отловили три месяца назад, она была очень сильно истощена, вместе с ней были еще три щенка, щенков раздали. Но вот Нонна сейчас идёт на поправку, её ждет стерилизация, и она снова будет на воле.
Но бывает, что собаки ждут стерилизации полгода, и дольше. Это зависит от их самочувствия. И возникает финансовая проблема. Месяц содержания питомца обходится приюту примерно в 8 000. Федеральный закон запретил эвтаназию животных, но и выпускать на волю, как показывает практика, можно далеко не всех. Отсюда переполненность пансионатов и нехватка денег на содержание животных. Из-за этого сократился сам отлов.
«Закон работает второй год, поэтому сказать по уменьшениям популяции массово пока не можем. Но положения закона реализованы, это мы можем сказать точно как управление ветеринарии, никаких массовых эвтаназий и убийств животных не происходит», – прокомментировала заместитель начальника отдела ветеринарного контроля управления ветеринарии Белгородской области Александра Роик.
Федеральный закон, не подкрепленный финансированием, муниципалитеты выполняют. Но по мере своих сил, за счёт скромных бюджетов. В помощь либо грантовая поддержка, либо благотворительность. Пока приюты стараются справиться с проблемами своими силами, порой добавляя на содержание питомцев из собственного кармана.