Сегодня в Белгородской области официально начал работать центр телемедицинских консультаций. Хотя он и создан на базе регионального портала gosuslugi31.ru, 15 % всех обращений поступило от жителей других областей, чего разработчики платформы явно не ожидали. В зоне ответственности врачей общей практики, которые ведут дистанционный прием, профилактика, реабилитация, консультативные вопросы, мониторинг пациентов с COVID на амбулаторном лечении. Уже в первый день график расписан почти на неделю вперед.
Сегодняшнее утро у сотрудников регионального центра телемедицины выдалось неспокойным. Официальное открытие и экскурсия для прессы не должны были отвлекать от работы – график онлайн-консультаций в первый же день полностью расписан. Пояснения дала куратор проекта Татьяна Михайлова, он действует на базе ее центра медпрофилактики. Напомним, накануне в студии «Мира Белогорья» она подробно рассказала, как будет работать центр телемедицины и какие консультации с его помощью можно получить.
«Пациент может выбрать любой способ связи: он может запросить видеозвонок, может запросить аудиозвонок, общение в чате – насколько у него технические возможности позволяют», – пояснила главный врач областного центра медицинской профилактики Татьяна Михайлова.
Врачи центра телемедицины вопреки названию оказывают только немедицинские услуги, то есть поставить диагноз, назначить лечение вместо врача, который ведет пациента, здесь юридически не имеют права, хотя и имеют дипломы. Но первый день уже показал: не всем еще понятна специфика работы нового центра. Это не диспетчерская, куда можно обратиться для записи на прием к своему врачу или узким специалистам. Хотя и есть случаи, где требуется сделать исключение.
«Может быть, в процессе общения мы поймем, что пациент недооценивает свое состояние, ему немедленно нужно вмешательство для того, чтобы не произошло серьезного. Тогда мы напрямую работаем с медицинской организацией», – отметила Татьяна Михайлова.
Помимо консультаций, врачи здесь ведут ежедневное наблюдение за теми, кто лечится от коронавируса дома. Параллельно с беседой врач вносит данные в чек-лист: есть ли температура или одышка, следует ли предписаниям своего доктора, как себя чувствуют контактные с ним. В случае ухудшения состояния сразу же сообщают лечащему врачу. Таких пациентов в центре мониторят с первой волны.
«Каждый день мы видим динамику, идет у него улучшение или же, наоборот, ухудшение, поэтому мы в помощь врачам можем всё это проследить, отправить им вовремя информацию. Говорим: обратите внимание – у этого пациента есть какие-то неполадки. Если есть такая необходимость вызывать скорую помощь, мы тоже это делаем, когда чувствуем, что пациенту уже совсем плохо», – прокомментировала координатор регионального центра телемедицины Марина Ичева.
Этот центр создавался в помощь перегруженным в период пандемии медикам первичного звена.
«То, что дополнительная нагрузка идет наиболее сильно на первичное звено, на скорую помощь, на стационары, вы прекрасно знаете. Но телемедицинский центр позволит дополнительно повысить эффективность реагирования в целом отрасли, особенно для пациентов, которые находятся на амбулаторном лечении с диагнозом «коронавирусная инфекция», – сказала заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Елена Андронова.
О том, что сервис уже пользуется спросом, можно судить и по заявкам, поступившим из других регионов, – до 15 % от всех. К Маргарите Подобед, к примеру, записался житель Солнечногорска.
«Фильтр в данный момент не установлен, но эта проблема в ближайшее время решится, мы к разработчикам обратились. Мы конечно, наплыва не боимся, но хотелось бы, конечно, больше охват сделать именно для жителей нашей области, тем более сейчас в этом есть потребность», – рассказала врач регионального центра телемедицины Маргарита Подобед.
Несмотря на полную загрузку, первый день прошел без технических сбоев. Как будет себя вести система дальше, покажет время. А мы напомним, записаться на дистанционную консультацию можно на региональном сайте «Госуслуг».
Еще вчера в центре телемедицины были готовы работать пять специалистов, а сегодня пациентов консультируют уже шесть врачей общей практики. Но и этого, как показал первый день, недостаточно: график расписан почти на неделю вперед. Это стало темой для обсуждения на оперативном брифинге. Заместитель губернатора Наталия Зубарева заверила: департамент будет искать возможности расширить штат специалистов, занятых в работе центра телемедицинских консультаций.
«Уже видим, что запись есть на следующую неделю, на 19-е, на 20-е число. Будем работать над тем, чтобы расширять количество рабочих мест и, возможно, привлекать будем для консультации старшекурсников, ординаторов в первую очередь, чтобы помочь тому составу медицинских работников, который сегодня выполняет эту задачу, трудится в центре медицинской профилактики, в структуре этого центра дистанционного консультирования», – отметила заместитель губернатора Белгородской области Наталия Зубарева.