Юрий Данченко. Фото: Евгения Здесенко
Кто знает, смогли бы мы узнать Юрия Васильевича как талантливого художника, если бы не воля случая. Ведь еще с детства он проявлял живой интерес к искусству в любом его проявлении – пробовал он себя и в музыке, и даже в танцах. Хотя первому отдавал большее предпочтение. В детстве родители даже отдали его учиться играть на баяне. Но потом друг предложил ему записаться в изостудию – просто попробовать свои силы в рисунке. И уже здесь будущий художник понял, что нашел свое жизненное призвание.
При этом увлечение музыкальным искусством у него не прошло бесследно. На своих выставках Юрий Васильевич часто радует зрителей своей игрой на гитаре. Да и к самому инструменту он относится с подчеркнутым уважением. Пытаясь подсчитать, сколько гитар хранится в его мастерской, можно просто сбиться со счета. Он также попробовал себя и в роли композитора – под его авторством написана музыка к стихам белгородского поэта Натальи Дроздовой.
Но вернемся к изобразительному искусству. В изостудии у Юрия Данченко появился живой интерес к рисованию, и на занятия он ходил с большим удовольствием. Здесь одним из первых его учителей был выдающийся белгородский художник Станислав Косенков. Любовь к графике передалась и его ученику. Но его творчество с самого начала не ограничивалось только одним художественным направлением.
danchenko1
Дыхание осени
Утро в старом саду
Натюрморт с фронтовой фотографией
У подножья водопада на Пластунке
На Ворскле. Хотмыжск
Отдых в Хотмыжске
Окрестности Покровского женского монастыря в Хотьково
Святой источник Пожарского
На улице Пролетарская в Сергиевом Посаде
Два больших дерева
Двор монастыря в Хотьково
Уточья башня
Храм Параскевы (Пятницы) на Подоле
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сергиев Посад
Пруд в Карнауховке
Улочка в Курске
Колокольный сладкий звон
Бывшие деревья
Старый дом в Короче
Храм в Мгарском монастыре
Легкий морозец
Скользящие лучи заката
После изостудии Юрий Данченко поступил в только открывшуюся на тот момент Детскую художественную школу. Он стал первым ее выпускником – свидетельство под №1 было выдано именно Юрию Васильевичу. Здесь он получил достаточно сильную профессиональную подготовку. И снова, как говорит он сам, ему повезло – здесь он познакомился еще с одним своим наставником Александром Мамонтовым.
«Он привил нам любовь к классическому академизму. Без этой основы, он и тогда говорил, мы никуда не денемся. Взять хоть Сальвадора Дали – все равно у него была очень сильная база. Академический рисунок все они знали», – вспоминает художник.
Но в силу обстоятельств поступил Юрий Васильевич не в Харьковский институт по выбранной им художественной специальности, а в Белгородский технологический университет на архитектора. Впрочем, это не приостановило процесс развития его творчества, а совсем даже наоборот – именно здесь Юрий Васильевич получил необходимые навыки, чтобы заниматься в дальнейшем художественным проектированием.
Художественное проектирование – это способ подбора и размещения объектов, создание целостной системы из разных вещей. Проще говоря, это оформление интерьерного пространства под единым стилевым решением.
«Проектная работа – это такое же произведение, как и картина. Даже может быть более ответственная. Потому что ты здесь наверняка должен сделать так, чтобы разным людям с разными интересами это понравилось. А вот картина может быть на любителя… Нужно создать образ этого интерьера – цельный образ, чтобы не было никакой эклектики. Образное и предметное мышление надо завязать в один узел. Тогда состоится проект», – объясняет Юрий Данченко.
danchenko2
Интерьер Духовно-просветительского центра имени митрополита Макария (Булгакова)
Музей боевой славы в школе №19 им. В. М. Казанцева
Зал нравственности и культуры, музей поэта А. Филатова в школе-гимназии №1
Музей в Белгородском статистическом управлении
Постигая тонкости художественного проектирования, Юрий Васильевич не выпускал из рук кисти: «Я не забывал никогда живопись и рисование. Я работал в художественно-производственных мастерских, там постоянно писал творческие работы. Все время рисовал».
danchenko3
Автопортрет
Митрополит Макарий (Булгаков)
Наташа
За окошком – зима
Девушка в белой шубке
Кристина
Ожидание
Рубина в кресле
Много рисовал Юрий Васильевич и в армии – работал там художником части. А после армейской службы он познакомился с Маратом Ефимовичем Парахненко, который заразил его невероятным азартом к творчеству, тягой к художественным экспериментам. Он советовал Юрию не дарить этюды, написанные с натуры, ведь это пережитое мгновение никогда не повторить. Работу можно скопировать, но такой сокровенной она уже не получится.
Желание и необходимость постоянно работать, пробовать себя в новых направлениях живописного и графического искусства не пропадали на протяжении всего творческого пути художника, и сейчас Юрий Васильевич продолжает экспериментировать. Он даже разработал собственную живописную технику, схожую с пастозной, но с некоторыми нюансами.
«Эта технология не позволяет поправлять рисунок впоследствии. Вместо воды – жидкая масса, в которую я уже вкрапляю краску или другие компоненты. Масса краски быстро застывает, и уже все – это законченная работа. Какой она будет – решается в процессе, даже сюжет рождается в процессе», – рассказывает художник.
Эти работы, действительно, привлекают интерес. В, казалось бы, хаотичных мазках угадываются силуэты предметов и лиц, а контраст оттенков создает особое настроение. Симбиоз воплотившихся в красках эмоций и завуалированных персонажей иногда удивляет даже самого автора. В этом и особенность новой техники – задуманный сюжет на выходе может перевоплотиться в нечто совершенно новое.
danchenko4
Наркоз
Ночная бабочка
Стулья в экстерьере
Сюжет из жизни насекомых
Грезы
У лукоморья
Странник
Танец
Пейзаж
Колдунья
Японка с веером
Сезон охоты на вальдшнепа
Натюрморт с кувшином
Дама с розой
В морской стихии
С широким распространением новых средств – той же компьютерной графики – профессия художника претерпевает некоторые изменения. И Юрий Васильевич очень позитивно смотрит на эту ситуацию. По его мнению, нужно стремиться адаптироваться к этому, использовать эти новые возможности для своего творчества.
«Естественно, надо как-то к этой среде приспосабливаться. Но возможности компьютера и возможности умственного решения, конечно, несравненны. Художник должен использовать эти возможности. Это даже должно помогать в развитии творчества»,– комментирует Юрий Васильевич.
Рисовать может научиться каждый, но вот творить – этому научить нельзя, уверен Юрий Данченко. Это особая потребность организма, состояние души. И если возникает такая потребность, то никакие трудности не смогут помешать человеку самореализоваться и оставить после себя след в памяти поколений.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото работ: из личного архива Юрия Данченко