Сергей Бастаджян. Фото: Евгения Здесенко
Родина Сергея Александровича Бастаджяна – город Горячий Ключ Краснодарского края. В Белгород он переехал в 1989 году. По его словам, он был тихим ребенком, с детства любил рисовать. Сергей часто представлял себя за штурвалом истребителя, в мыслях хотел летать. И летать он научился – его полет фантазии проявляется в живописи.
«Я всегда был впечатлительным. Я очень мечтательный – это факт. Постоянно где-то витаю в облаках. Оттуда я, собственно говоря, и черпаю вдохновение. Многие говорят, для того, чтобы творить, художникам нужно много путешествовать. А я не путешествую, я использую свою фантазию», – рассказывает Сергей.
Буквально три года назад о начинающем художнике никто не слышал. Ажиотаж вызвала его персональная выставка, которую, к слову, еще можно успеть посетить в выставочном зале «Родина». «Две грани» – и название экспозиции, и само расположение картин погружают зрителя в атмосферу контраста, света и тьмы, заставляют его задуматься о своих собственных пороках и в то же время пробуждают самые чистые и искренние чувства. Главный герой здесь – олень. Он уравновешивает обе стороны. У него здесь своя миссия:
«Среда вокруг оленя – это образная душа. Душа, в которой есть сомнения, тревоги. У всех бывают минуты смятения. А олень – это то чистое, светлое, настоящее, что в душе у каждого есть. В минуты тревог, сомнений и отчаяния он исчезает, его поглощает эта мгла. Олень – та самая нитка, за которую человек держится, чтобы он мог оставаться человеком – нормальным, честным, искренним», – объясняет выбор образа Сергей Бастаджян.
К каждой своей картине Сергей пишет историю – своеобразную подсказку для зрителя.
bastajan1
Castus (лат. – чистый, непорочный, невинный)
…Каждое решение, каждая мысль, каждый выбор – все это оставляет свой след, наполняет душу. Ее содержимое и определяет наши поступки, наше состояние. В душе каждого из нас есть свет и тьма, радость и горе, то, что может ввергнуть в отчаяние, и невероятные силы, способные свернуть горы и принести счастье…
Причал
…Много лет этому причалу. Седые доски помнят всё: тревоги ожиданий, радости встреч, грусть прощаний, трепет ночных свиданий. Человеческие судьбы видел причал. Уважайте его мудрые, тронутые серебром доски и он даст силы справиться с любыми испытаниями…
Камыши
… Все одинаковые и разные, каждый камыш шумит о своём. Одна важная особенность в их разговорах – они могут говорить только тогда, когда есть ветер. Камыши не тратят ветер понапрасну… Думают над тем, кому отдать свои ценные слова, в чью сторону прислушаться…
Северный лес
…Холодная красота твоя чарует, отпугивает слабых. Не похожа ты на легкомысленную, обнажённую южанку, распахнувшую всем двери – сурова к гостям, скрипящим твоим снежным платьем, посылаешь им испытания, проверяешь их. Сердце твоё спрятано под тяжестью болот, скрыто от посторонних глаз... Тайга, эта работа для тебя.
Утро
… Я в лодке. Бросил весла, отпустил мысли, просто смотрю… Нет внешнего мира: будильника, пробок, запаха кофе, выгодных тарифов, бесконечных дверей, ноутбука, сериалов, скоротечных трендов, пустых разговоров, интернета, мимолётных радостей от покупок… ничего нет...
Черная гора
…Я сделал шаг. Ноги не слушались, но я понимал, что мне придётся обойти чёрную гору, есть только этот путь, иначе живым мне не уйти отсюда... Я пришёл в себя от того, что порыв ветра отшвырнул меня в сторону, перевернул. Я в ужасе почувствовал, что падаю, и падаю в полной темноте, беспомощно озираясь…
Озеро
… Люди предпочитают плавать на стабильной лодке… Некоторые стараются держаться подальше от воды, даже не смотреть на неё, чтобы взглядом не вызвать влекущую рябь... Если ваша лодка тесна и с плеском вёсел вы слышите звон цепей, возможно пришло время нырнуть с головой.
Поле
Быстрая работа, яркая работа – эмоция! Пальцы и мастихин… Беру руками чистые цвета прямо из тюбика и растягиваю широкими мазками по всей длине холста вправо-влево, втираю художественный бальзам в новую жизнь... Максимально небрежно и в чётком порядке – моя любимая, точно выверенная вакханалия…
Парус
… Взгляд незнакомого странника, пройдя через пространство и время, проявился на моей картине. Я растягивал краску по холсту, и в этих сине-фиолетово-голубых перьях появился он. Пришёл из синевы, занял своё место, отразился в воде и застыл.
На моей луне
Моя луна – необычное место. Захватывающие дух виды, манящие скалы, быстрые тучи. Тут очень странная атмосфера. У кого-то ожоги в груди при вдохе, а кому-то дышится очень легко. Одни парят в невесомости, а другие тонут в синих зыбучих песках. Жить на ней сложно, погода непредсказуема и пустынно. Тут живу только я.
Blue
…Я летел спиной вниз, наблюдая, как голубой круг неба уменьшается, прощаясь со мной… Следующую вечность я проведу в холодном, давно забытом спокойствии. Теперь я – подводный камень.
Маяк
…Ваше рождение – это настоящее чудо, аналогов которому, возможно нет во Вселенной. Вы уникальны… Вы пробились через чудовищную мясорубку природы: войны, болезни, стихийные бедствия... И вот пришёл ваш час, ваше время. Не потратьте этот миг, что вам выпал, впустую. Мыслите шире, любите жизнь, решите – кто вы...
Me constituo (лат. – мне решать)
Люблю некоторые слова за то, как они звучат. Не столько за смысл, сколько именно за звучание. Высшее наслаждение – когда и звук, и смысл дополняют друг друга. Иногда, знакомые всю жизнь слова, открываются совсем с другой стороны, если мы их произносим не так, как делаем это обычно…
Фарерские острова
Суровое место. Суровое, как народ здесь живущий. Природа миллионы лет назад, извергая беспощадные и бездонные реки лавы, вложила силу в эту землю. Силу, которую сложно измерить, проверить…
Осень
Гнёт. Гнёт меня. Гнёт меня ветер. Прижимает к земле. Обнажает меня. Срывает кусочки. Держат корни. В корнях сила.
Январь
Манит январский лес, трещат деревья от мороза. Лес не простой. Если пойдёт снег или начнётся метель, то следы занесёт. Если так случится, то выйти из него не получится.
У многих художников в их работах невольно подмечаешь тягу к определенному цвету. Это характерно и для творчества Сергея Бастаджяна. Среди любимых красок художника – турецкая голубая, небесно-голубая, индиго.
«Почему живопись голубая? Мне часто задают этот вопрос, и я всегда отвечаю, что купил много синей краски. И это правда (смеется). Для всего, что мы делаем, есть какие-то подсознательные причины. Я не могу сказать, что он выражает конкретно, например, мою радость или грусть. Я просто люблю этот цвет. При этом я безмерно халатно расходую краски, могу выдавливать много сразу на холст», – объясняет художник.
Возможно именно эта смелость, вызывающая колоритность и недосказанность привлекает зрителя в работах Сергея Бастаджяна. Его живопись вызывает много вопросов и противоречий. Взять те же цифры – 4, 13, 35. Что они означают? Можно попытаться отыскать ответ в описаниях к картинам – своеобразных подсказках, которые оставляет художник.
bastajan4 Четыре Неприятно прожужжав, пуля шлепком разорвала тело дремавшей всю зиму сосны, брызнув обжигающими щепками. Третий выстрел прошёл совсем близко. От человека пахнет злобой и бессилием. Не первый день он выслеживает меня, расставляет коварные капканы… Тринадцать Целенаправленно создаю среду для цифры. Знаю, что будет цифра. Какая – не знаю. Один цвет сменяется на другой: жёлтый на красный, красный на голубой. Горизонтальные линии на вертикальные. Энергично пишу, наращиваю темп. Зреет цифра, чувствую. Когда пришло время, вывожу «13». Тридцать пять Время открыть новую дверь. Под ногами вода; бурлит в штиль, волнуется спокойно. Воздух намагничен, я чувствую это железом в своей крови. Пахнущая долгой дорогой, вязкая нефтяная вода обволакивает ноги. Тёплый, густой ветер дует мне в спину, толкает вперёд.
Свои истории Сергей рассказывает не только с помощью красок. Полностью прочувствовать его работы и погрузиться в другую реальность можно, прочитав уже упомянутые описания к картинам.* Иногда они раскрывают все карты художника, рассказывают предысторию. Но не всегда текст напрямую связан с конкретным изображением. Это игра в ассоциации – слова рождаются под действием эмоций, которые вызывает работа и сам процесс ее создания.
Сергей – художник-самоучка. Профильного образования он не получал и начал плотно заниматься живописью в последние 3-4 года. Он буквально делает свои первые шаги в художественном искусстве, но они уже успешные. О чем можно судить не только по реакции зрителей.
«Сергей Бастаджян – работоспособный автор, серьезно относящийся к труду художника. Подкупает его внимание к мелочам, от нюансов живописной техники до правильной репрезентации работ в экспозиции. У него свой круг тем, его работы заставляют остановиться и задуматься, точнее засмотреться, некоторые – просто завораживают. Думаю, что у Сергея Бастаджяна впереди еще немало успешных выставок», – считает директор белгородского выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.
Несмотря на то, что образовательной базы у молодого художника нет, он выработал для себя определенный подход. Хотя подход – слишком сухое слово для этого творческого процесса. Это скорее постоянный поиск, исход которого почти всегда решает случайность. Как это происходит? К холсту Сергей подходит без определенного замысла, начинает его «пачкать», часто смешивает краски прямо здесь, на поверхности, а не на палитре. Может ничего не получиться, тогда он стирает краски и начинает сначала.
«Чистый холст – вызов. Его нужно сразу максимально быстро испачкать. В моей живописи есть принципиальный момент – я все работы пишу за один раз. Мои картины – без множества деталей. Возможно, в будущем мне захочется усложнять работы, но пока я глубоко об этом не думаю. Пока прописывать детали – это не по моей части. Я слишком эмоциональный, импульсивный человек», – рассказывает Сергей Бастаджян.
Иногда понять, в чем действительно твое призвание, не удается сразу. Но если вы чувствуете в себе тягу и желание творить, даже если уже освоили совершенно другую профессию, – не останавливайтесь. Возможно, все это просто копится с годами внутри вас, чтобы в правильный момент найти выход, заиграть яркими красками на холсте. Как это случилось и у Сергея Бастаджяна.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото работ: из личного архива Сергея Бастаджяна
*Полные описания к картинам ищите на странице Сергея Бастаджяна «ВКонтакте»