Игорь Черный. Фото: Евгения Здесенко
Игорь Александрович Черный родился в городе Лубны Полтавской области. Его мама работала учительницей, папа – инженером-железнодорожником и одновременно пробовал себя в амплуа художника-любителя. Как вспоминает Игорь Александрович, когда он еще в младенчестве просыпался среди ночи, его отец мог «одной рукой качать коляску, а второй – рисовать». Стены комнат украшали репродукции картин Ивана Айвазовского и Ивана Шишкина. И эта творческая обстановка дала свои плоды.
cherny3
336.jpg
4.jpg
1.JPG
6.jpg
2.jpg
7.jpg
3.JPG
5.jpg
8.JPG
9.JPG
10.JPG
11.jpg
Интерес к плакатному искусству у Игоря Черного возник в годы студенчества. Он обучался в Харьковском художественно-промышленном институте по специализации «Промышленная графика и упаковка». Этот вид прикладной графики по своей сути близок к рекламной сфере – здесь готовят специалистов-дизайнеров, которые учатся разрабатывать товарные знаки, этикетки, упаковки, всевозможные бланки, конверты и плакаты. Благодаря последним и был замечен талант начинающего на тот момент художника Черного.
Несомненно, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, нужно было не только в совершенстве освоить техническую сторону, но и тонко чувствовать тему работы, подбирать образы и уметь формировать смыслы, которые будут понятны каждому. Особенно, когда речь идет о социальных плакатах. Как показать человеку проблему, чтобы он не прошел мимо нее? Где расставить акценты, чтобы люди не остались равнодушными? Художник-плакатист, прежде чем приступить к работе, должен ответить на эти вопросы.
cherny1
2.jpg
3.jpg
7.jpg
8.jpg
4.jpg
1.jpg
5.jpg
6.jpg
9.jpg
10.jpg
11.jpg
Поводом для размышлений художника Черного служат разные темы: проблемы экологии в Белгородской области, здоровья населения, нравственности. Каждая из них требует полного погружения, понимания глубины и масштабности проблем. И Игорю Александровичу удавалось прочувствовать выбранную тему, о чем можно судить из списка его наград за художественные заслуги. Его плакаты занимали призовые места на всесоюзных, всероссийских и международных конкурсах. Так, работа Игоря Александровича «Куба – остров свободы» была отмечена дипломом II степени на советско-кубинском конкурсе плаката «Дружба – Амистад» в 1988 году.
Плакат «Куба – остров свободы»
«В живописи и плакате разные задачи ставятся. Например, на пленэре художник пишет то, что видит. Он копирует природу, привнося что-то свое. В плакате же нужно делать то, что никто никогда до вас не делал. Нужно смотреть много, а делать что-то свое», – делится мнением Игорь Александрович.
И все же без живописи художник не сможет полностью реализоваться. И если сейчас студентам, осваивающим профессию дизайнера, в реализации их творческих идей помогают компьютерные технологии – всевозможные графические редакторы и другие программы, то раньше, вспоминает Игорь Александрович, были другие принципы работы. Основы были и остаются незыблемыми – чтобы писать, нужно знать рисунок.
Совершенно по-другому раскрывается автор в своей живописи. Ведь здесь уже нет необходимости задавать острые вопросы и искать на них ответы, как в случае с социальным плакатом. На его полотнах главная натурщица – это природа. Белгородские меловые горы, тихие реки, густые облака на ярко-голубом небе. Вся эта простая природная красота – отдушина художника.
may_bkd 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 1.jpg
Сейчас Игорь Александрович преподает в Белгородском институте искусств и культуры. Для многих художников нехватка времени из-за работы в вузе – проблема, которая связывает руки. Попросту не остается времени для творчества. Но Игорь Черный, к этому вопросу подходит по-своему.
«Конечно, мне ближе к душе живопись и пейзаж. Но сейчас я позиционирую себя как педагог. Последние 11 лет основное время занимает преподавание. Если ему отдаваться серьезно, то оно отнимает много времени. Когда-то учили меня, теперь учу я», – рассказывает художник.
Воспитать новое поколение талантливых художников – вот какую задачу ставит перед собой Игорь Александрович Черный. И дело это тоже нелегкое. Ведь порой нужно чему-то доучиваться и самому – мир не стоит на месте. И, конечно, важно воспитать в своих учениках трудолюбие и целеустремленность, желание творить и самосовершенствоваться.
«Сейчас очень легко учиться. А современное поколение художников в первую очередь пытается заработать. Очень много соблазнов», – говорит Игорь Черный.
Но художник это не просто профессия, которая позволяет зарабатывать. Это способ по-другому взглянуть на окружающие вещи и события. Все смотрят, а художник видит, считает Игорь Александрович. Видит немного глубже, немного дальше, немного острее и больнее реагирует на увиденное и отвечает на это своими произведениями.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото работ: из личного архива Игоря Черного