Леонид Пусный. Фото: Евгения Здесенко
Леонид Анатольевич родился в небольшом поселке Пеледуй в Якутии, позднее переехал в Белгород. Быт сельской глубинки всегда накладывает отпечаток на характере, а если речь идет о художнике, то и на его творчестве. Такой же эффект оказывает и окружающая природа – человек, который детство провел в тайге, смотрит на мир иначе, чем тот, кто с младенчества живет в городе. Ведь не только родители «лепят» из нас людей, нас воспитывает и формирует окружающий мир.
Пейзажи Леонида Пусного – это застывшие во времени истории его жизни. Они были написаны художником в разные периоды, но создается впечатление, будто эти живописные работы – кусочки детских воспоминаний. Воображение рисует мальчишку, который спрятался в тени стога сена и, закусив стебелек травы, смотрит, как по небу пробегают облака. Вероятно, на каждом этюде или картине где-то прячется этот мальчишка. Чтобы не потерять себя, повзрослев, важно сохранить ребенка у себя в душе, и это касается не только художников.
pusny1
Уральские сопки
Северный Урал. Зимнее солнце
Утро на реке Чусовая
Баженовское месторождение хризотил-асбеста, г. Асбест, Свердловская обл.
Чертово городище
Урал
Урал, озеро Глухое
Северный Урал
Северный Урал
Деревня Ёква. Урал
Дом лесника. Урал
Озеро Шарташ , окрестности Свердловска
Но не всегда удается вдохнуть в работу жизнь, написать нечто настоящее, цепляющее, будоражащее чувства зрителя и, что немаловажно, самого художника. Творческие кризисы, да и просто отсутствие рабочего настроя никто не отменял. Преодолевать рабочие трудности должен специалист в любой сфере, но сделать это людям творческой профессии в определенной степени все же сложнее.
«Тяжело заставить себя что-то сделать физически, когда, условно говоря, устал. Заставить голову работать еще трудней. А заставить душу работать? Приходится настраивать себя. Это сложно, но делать это нужно. Душа должна работать, «душа обязана трудиться день и ночь», как в стихах Н. Заболоцкого. Если мы душу не включаем, у нас получаются поверхностные вещи», – рассказывает Леонид Пусный.
Чтобы в творчестве такие поверхностные вещи появлялись как можно реже, художнику стоит начинать с самого сложного. Одной из самых нелегких тем в изобразительном искусстве общепризнанно считается тема человека. По словам Леонида Анатольевича, одно время портрет был «мощным коньком» в его творчестве. Многие также знают его по работам в стиле ню. Реалистичное и прочувствованное изображение и обнаженного тела, и человеческого лица на холсте – показатель настоящего мастерства.
pusny2 Бальное платье Мать. Мелехина М. А. Портрет отца Игнатьев Н.И., ветеран Великой Отечественной войны Седнев П.М., ветеран Великой Отечественной войны Ехилевский А. Л., ветеран Великой Отечественной войны Девочка в индийском сари Взгляд
Позволить себе эксперименты в живописи может только тот, кто уже достиг наивысшего мастерства в своем ремесле, считает Леонид Анатольевич. Художник должен вырасти на реализме, и уже потом искать новые формы своего самовыражения.
«Взять, например Пикассо – у него фундамент очень мощный. Он мастер реализма, который пошел дальше. До недавнего времени я его просто не воспринимал, но когда я увидел фото его работ и фото людей, с которых он писал портреты, я понял, почему это великий художник. Я могу человека написать, передать внешнее сходство и частичку внутреннего мира, как я его чувствую. А что сделал Пикассо – он убрал внешнее сходство и оставил внутреннее. Как это можно сделать? Это только великий человек может», – комментирует художник.
Способно ли современное поколение художников также передать глубину образа? Смогут ли современные зрители ее оценить? Конечно, все зависит от каждого конкретного человека. Но времена меняются, меняется и отношение людей к искусству. Изменился сам ритм жизни. И если раньше, вспоминает Леонид Пусный, чуть ли не каждый мог декламировать стихи, каждый разбирался в советских фильмах, то сейчас в большинстве своем люди погрязли в бытовых проблемах и рутине.
«Может, играет роль то, что сейчас очень много информации, очень быстро меняются события, и большинству людей просто некогда глубоко копать. Это также и многих молодых художников коснулось. Наверное, это издержки времени. Многое уже делается за нас, нам ни думать, ни чувствовать не надо. И сами люди заняты, как правило, собой, своими проблемами, половина из которых на самом деле ничего не стоит», – считает Леонид Анатольевич.
Но ни отсутствие свободного времени, ни работа и нескончаемые домашние дела не должны превратить нашу жизнь в череду обыденности. Достаточно совсем немногого – например, внимательней всмотреться в работы наших художников, оценить красоту их художественного слова или даже просто по пути домой после работы посмотреть на вечернее небо над Белгородом.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото работ: из личного архива Леонида Пусного