Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


В мастерской художника. Валерия Федорова

В мастерской художника. Валерия Федорова

Валерия Федорова

Валерия Федорова. Фото: из личного архива художницы

Анималистика – изображение животных – не самый популярный жанр среди белгородских художников. Мы знаем местных живописцев и графиков большей частью по их портретам, пейзажам или сюжетно-тематическим картинам. Но все же есть среди них человек, который знаком зрителю в первую очередь как художник-анималист – Валерия Федорова. Ее работы – яркие, сочные, насыщенные цветом – как лекарство от хандры и грусти. Убедимся в этом, отправившись в мастерскую художника.

Родилась Валерия Олеговна Федорова в Казахской ССР, в Алма-Ате. Здесь прошло ее счастливое советское детство – именно так она описывает это период своей жизни. Поездки в горы, кружки юных натуралистов, пионерские лагеря, посещения оперных и драматических театров, выставок – впечатления о том времени вряд ли когда-то сотрутся из памяти. Насыщенные событиями детские годы сформировали особый характер Валерии Олеговны как художника – ее работы наполнены яркими, теплыми красками, как и воспоминания о детстве.

В Белгород семья Федоровых переехала, когда Валерия была еще ребенком. Здесь она окончила школу и уже серьезно начала заниматься изобразительным искусством. Ее первая персональная выставка состоялась, когда она еще училась в художественной школе. Работы экспонировались в Польше, в городе Ополе, и случилось это спонтанно – по просьбе польских коллег была выставлена серия ее путевых набросков, которые были сделаны во время этой поездки.

Валерия Олеговна пишет в основном акварелью. Любовь к этой технике появилась еще до поступления в университет. Преподаватель в художественной школе Валентин Слюсарев научил ее писать акварелью по сырому. И буквально заразил свою ученицу любовью к этой непростой технике.

К слову, трудно определенно сказать, к какому виду изобразительного искусства относится акварель. На основании различных доводов ее причисляют и к живописи, и к графике. Так, например, акварельные работы пишутся по всем законам живописи. Здесь также используется цвет, но с небольшой оговоркой – все пространство не обязательно заполняется краской, могут оставаться «белые пятна». С другой стороны, акварельные работы – не рельефные, на них вы не найдете характерных мазков, красочный слой здесь не густой и насыщенный, а полупрозрачный. К тому же акварелью пишут на бумаге, а не на холсте – а это уже главный признак, по которому ее относят к графике.

«Если вы будете говорить с музейщиками, они вам скажут, что акварель – это однозначно графика. Потому что графика – все, что выполняется на бумаге. Такая есть точка зрения. Любой акварелист же вам скажет, что в акварели используются все законы живописи. У акварели столько много технических приемов – даже больше чем у масла. Она может быть спонтанной, лессировочной, с монотипией, мокрым по мокрому или по сухому, в смешанных техниках», – объясняет Валерия Олеговна.

Тема животного мира с детства была близка Валерии Федоровой. По ее воспоминаниям, самым первым рисунком было изображение кота. Животных, конечно, рисуют все дети. Но у маленькой Леры это переросло в большее, чем просто увлечение. В студенческие годы она серьезно взялась за эту тему и даже диплом защищала по анималистике. Называлась работа «Материнство в мире животных», а защита проходила 5 июня, в День экологии.

«Портрет человека и животного – это очень взаимосвязано. Когда много рисуешь животных, и человека легче рисовать. Мы существа по сути близкие, хотя и по-разному сложены природой. Но животное практически не скрывает своего состояния. Это тренирует чувство обостренного восприятия характера. И, конечно, это потом помогает в работе», – рассказывает художница.

Для кого-то анималистика, как и, например, натюрморты – это работы несерьезные. «Меня ругали за мелкотемье: цветы, животные», – говорит Валерия Олеговна. Но человек, который так считает, вряд ли пытается глубоко осмыслить такие работы. Ведь животные и цветы – это не поверхностные темы, пусть даже они в большинстве своем не нацелены нести в массы мораль. Просто у них другая миссия. Чаще всего – это радовать зрителей, поднимать им настроение, показывать им что-то доброе, красивое, интересное.

«Я считаю, в искусстве человек имеет право на свое видение, свой материал, свою манеру. Имеет право. Потому что если не в искусстве, то где? Именно здесь человек может раскрываться. Он может быть на людях сдержанным, а в работе эмоциональным. А вообще, по моему мнению, у художников две миссии. Одна очень серьезная – будоражить, не давать жить равнодушно, вторая – успокаивать и утешать. Вот у меня, наверное, вторая миссия. Я не пишу драматичные, острые и, может быть, «злые» вещи. Не призываю к чему-то, я утешаю, успокаиваю», – говорит Валерия Олеговна.

Валерия Олеговна Федорова попробовала себя в монументальном искусстве – участвовала в росписи храмов вместе с творческой командой белгородского художника Александра Работного, занималась декоративно-прикладным творчеством, дважды избиралась членом правления белгородского отделения Союза художников, преподавала и преподает сейчас в Белгородском госуниверситете. За ее плечами – большой художественный опыт, и для этого не обязательно перечислять ее многочисленные выставки.

При этом о себе как о художнике Валерия Олеговна говорит скромно. Она считает, что для женщины такая профессия – это своего рода испытание. Работать приходится «на два фронта» – много времени нужно уделять и профессии, и своей семье. Но семьей, считает Валерия Олеговна, нельзя жертвовать даже ради громкого и известного имени. Да и дело ведь не в популярности и славе. Если хотя бы одна работа художника затронет чувства зрителя, заставит его улыбнуться – этого будет достаточно. В нашей жизни всегда были и будут трудности, и яркие акварельные работы Валерии Федоровой – это попытка сделать ее немного добрее и светлее.

Фото: из личного архива Валерии Федоровой

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

В мастерской художника. Владимир Желобок

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Сергей Бастаджян

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко

В мастерской художника. Александр Мамонтов