Когда Алексей был совсем еще маленьким ребенком (на тот момент ему исполнилось всего 4 года), родители решили отдать его в художественную школу, но в таком возрасте его, естественно, не взяли. Но в изостудии бывшего Дворца пионеров для него нашлось место. Алексея под свое крыло взял руководитель студии, педагог Петров Олег Игоревич. И как считает сам Алексей, именно Олег Игоревич сделал из него художника.
usupov2
Победа, 2012
Поодаль, 2012
Красный октябрь, 2012
Голова. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», 2010
Маяковский, 2014
Рыбы
Фото из архива Алексея Юсупова
Начав профессионально заниматься художественным искусством, Алексей Юсупов постепенно стал уходить от реализма. Конечно, в студенческие годы обойти стороной академические зарисовки и рисование по определенным канонам не получилось бы. Кроме того, есть незыблемые вещи, которые художник не должен отвергать – например, композиция. Не забывая об этом, Алексей пропускает через себя увиденные предметы реального мира и превращает их в новые, уникальные образы, которые, порой, совсем не похожи на свои прототипы. То же самое происходит и с людьми. В коллекции работ молодого художника вы не увидите академических портретов. По определенной причине.
«Я с натуры вообще не пишу. Мне не интересно. Даже если буду писать с натуры, я все буду перерабатывать. В итоге у меня получится тот образ, который у меня в голове, совершенно не похожий на реального человека», – объясняет Алексей.
Но, конечно, новые образы не всегда рождаются просто так. Художник должен быть любопытным. Он должен не просто смотреть, а видеть. И не только то, что находится на поверхности, а то, что скрыто внутри. Даже в буквальном смысле этого слова. Так, например, вместо того, чтобы нарисовать обычное яблоко, своим студентам (он преподает в Белгородском государственном университете) Алексей предлагает нарисовать его разрез, уйти от стандартного и привычного всем изображения. Еще один способ сделать это – нарисовать поворотный натюрморт вместо классического.
Поворотный натюрморт (его также называют плоским или декоративным) – это изображение предметов на холсте не объемными, имеющими реальные параметры, а плоскими, упрощенными. В этом художественном приеме Алексей видит гораздо больше творчества, нежели при создании обычного натюрморта. Все именно потому, что предмет изображается не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким видит его художник. Подобные натюрморты мы можем наблюдать у одного из самых известных представителей кубизма Пабло Пикассо. Согласитесь, творческое, субъективное видение мира здесь налицо.
В мастерской Алексея Юсупова. Фото: Евгения Здесенко
Кроме того, художник должен быть отчасти и своеобразным биологом. Украшающие мастерскую Алексея черепа и кости животных сначала удивляют, но все становится понятным, когда художник раскрывает эту тайну. Не смотря на желание уйти в абстракцию и придумать новый мир, мастер кисти должен быть хорошо знакомым с нашим, реальным миром. Изучать его в буквальном смысле досконально, знать, как анатомически устроен человек и в чем особенности всех окружающих его предметов.
Алексей Юсупов – один из немногих художников, который постоянно что-то меняет в своем творчестве, не боится уходить от уже привычных сюжетов, пробовать что-то новое. Но при этом и у него есть темы, которым он уделял особое внимание и проявлял интерес – это мифология и библейские сюжеты.
usupov1 Призраки, 2011 Алконост, 2010 Сусанна, 2011 Русалки, 2011 Изумруд, 2011 Ангел, 2015 Леда и лебедь, 2012 Молитва, 2015 Похищение Европы, 2012
Фото из архива Алексея Юсупова
Для Алексея Библия – это история жизни народов, каждая страница которой наполнена страданиями. Наверное, именно поэтому библейская тема так ему близка. Ведь быть художником – значит страдать, считает он.
«Процесс создания картины обязательно связан со страданием. Не с радостью. Художники пишут от страдания. От радости они не пишут. Когда настроение хорошее – приходишь в мастерскую и, например, спишь. Всего на рисование художник тратит часа 2 в неделю. Остальное время он настраивается, смотрит, думает», – рассказывает Алексей.
Но при этом он отмечает, что на создание и осмысливание самого образа порой уходит много времени. Зато результат вряд ли будет с чем-то сравним – настолько уникальным и продуманным будет образ на холсте. При этом даже сам Алексей не всегда знает, что родится в итоге под его кистью. Изначально задуманная история может развиться совершенно неожиданным образом, и привычная нам тема из той же Библии приобретет новый смысл.
Совсем недавно Алексей Юсупов стал увлекаться космосом. Новая работа, посвященной этой теме, пока только еще рождается в его мастерской. К тому же, самую свою главную картину Алексей еще не написал, поэтому нам с вами остается ждать, когда он подарит зрителям свой magnum opus.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Наталья Плешкова