Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

Иосиф Бобенчик

Иосиф Бобенчик. Фото: Евгения Здесенко

«Родился на берегах реки Сан, рос в степях днепровских, а теперь живу у Северского Донца», – так одним предложением рассказывает о своем пути заслуженный художник России Иосиф Бобенчик. Он прославился как советский плакатист – его работы издавались массовыми тиражами. Особого внимания заслуживает и живопись художника – пейзажи и портреты, написанные под впечатлением от событий и выдающихся людей.

Детство Иосифа Демьяновича пришлось на трудное, военное время – он родился в 1940 году. Родина его – небольшое село Вийско (укр. – «войско»). Сейчас эта территория принадлежит Польше, но художник беспрекословно считает себя коренным украинцем. При встрече признается, что всегда говорит на родном языке, но для интервью переходит на русский. От этого особый колорит его речи не теряется – проскакивают знакомые украинские слова: «добре», «кажу», «була». Этот же колорит, а также эмоциональность и образность характерны и для его работ.

Первый художник на деревне – так его раньше называли местные жители. Еще подростком Иосиф Бобенчик раскрыл свой талант. Написанная им в школьные годы работа, где он изобразил дедушку, спустя годы принесла ему победу во всесоюзной выставке в Москве. Но вот поступить в училище ему удалось не сразу.

«После средней школы я не поступил в Днепропетровское училище. И я переживал очень сильно. Мне было так неудобно дважды подавать документы и дважды получать от ворот поворот. И тогда я поступил в училище механизации на тракториста», – рассказывает Иосиф Демьянович.

Работая трактористом, трудно было развиваться как художнику. Было и еще одно препятствие – в Советском Союзе вплоть до 1974 года селянам не выдавали паспорта. Без документа не отпускали жить и работать в городе. А перспектив для художника в деревне было мало. Иосифу Демьяновичу оказал поддержку директор училища – помог получить необходимую справку для оформления паспорта.

После этого он отучился сначала в Харьковском художественном училище, затем во Львовском полиграфическом институте, а позже переехал в Белгород. Именно здесь работы Иосифа Демьяновича заметил и высоко оценил председатель художественного фонда России Николай Бабин. По его приглашению молодой художник отправился в Дом творчества и выполнил свой первый серьезный заказ – плакат о совместном полете в космос СССР И США.

«Это был 1974 год. Я узнал, что будет совместный космический полет наших ребят и американцев. Я люблю авиацию, и думаю – я это сделаю. Это мне по душе. Начал собирать материалы, отправился в самый большой архив в Москве. В итоге сделал плакат, назывался он «За мир, прогресс, сотрудничество. 1945-1975». Комиссия одобрила. А потом оказалось, что поссорились наши с американцами. Но именно этот плакат дал мне определенное имя», – вспоминает художник.

плакаты Иосифа Бобенчика

Буквально через три месяца после такого дебюта художнику предлагают отправиться в Ригу – так начинается череда поездок по Домам творчества. Для художника такие поездки – возможность получить большой опыт, пообщаться с коллегами. В общей сложности, по подсчетам Иосифа Демьяновича, он пять лет занимался в Домах творчества – без условностей это можно считать еще одним полноценным образованием.

«С 1974 по 1990 год где я только не был. Это дало мне огромную школу не только как профессиональному художнику, такие поездки сформировали мое творческое лицо», – говорит Иосиф Бобенчик.

Много путешествовал Иосиф Демьянович и с другой целью – побывать в родных местах людей, которые стали героями его работ. Это исторические личности, в основном украинцы: борец Иван Поддубный, летчик Иван Кожедуб, странствующий философ Григорий Сковорода, поэт Тарас Шевченко. Есть плакаты о широко известных российских деятелях культуры и науки: Шухове, Высоцком, Булгакове, Лермонтове, Маяковском и других.

Большое значение художник уделяет в своих работах словам. В одной фразе уместить идеи, взгляды, всю жизнь человека – это невероятно трудно. Нужно изучить биографию того, о ком делаешь плакат, при возможности – пообщаться с родственниками. Считайте, провести полноценное исследование.

«Плакат – это такое ремесло, где текст играет не только смысловую роль, он еще имеет визуальное значение. Слово имеет образ. Не просто звук, не просто смысл, а образ. Поэтому плакат – это очень сложное и гармоническое творчество. Соединить цвет, рисунок, композицию. Это большое дело», – считает Иосиф Демьянович.

Художник действительно мастерски владеет словом – он пишет небольшие заметки о своих путешествиях. Правда, прочесть их можно только в альбоме, напечатанном к юбилейной выставке Иосифа Бобенчика и его супруги, или в социальных сетях плакатиста. Это простые истории, которые легко и с удовольствием читаются, но самое главное – под впечатлением от их прочтения оживают и сами картины художника. Пейзаж перестает быть просто пейзажем, он становится местом, в котором, как вам кажется, вы тоже побывали. Поделимся одним отрывком из записей:

«…Списываю дом трижды Героя Советского Союза (Ивана Кожедуба) в окружении дружелюбного кольца селян. Баба Лена, одна из него, даже наградила молочком. А вот от велосипедиста с сеном на багажнике прозвучал призыв: «Покрась краше забор!» Ответить знатоку живописи не успел – мчался довольно быстро».

На плакате, где изображен Владимир Шухов, есть надпись: «Инженер не может достигнуть большой цели, если он не отшлифован Пушкиным, Чайковским и Репиным». Эти слова принадлежат самому Владимиру Григорьевичу, и мнение художника Иосифа Бобенчика совпадает с этой позицией. Он считает, что художники, как и другие творческие люди, видят мир сложнее и помогают другим людям его понять.

«Я думаю, что главное в нашей жизни не политика, не экономика, а культура. Если бы мы были воспитаны так, как нужно, то у нас сейчас бы не было всяких трудностей. Художник был бы востребован, потому что все это – гармония. Живопись, музыка, архитектура, поэзия – это то, чем напитан человек, будем так говорить, глубинно», – говорит художник.

Белгород для Иосифа Демьяновича Бобенчика уже давно стал родным. Он считает, что нашел свое место в жизни. Сейчас он выезжает с коллегами на пленэры и продолжает писать свои истории – и с помощью кисти, и с помощью слов.

Фото работ: из личного архива Иосифа Бобенчика

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Валерия Федорова

В мастерской художника. Владимир Желобок

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Сергей Бастаджян

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко

В мастерской художника. Александр Мамонтов