Андрей Лукомский. Фото: из личного архива художника
Андрей Михайлович Лукомский родился в Мурманске, окончил Ярославский театральный институт и по приглашению приехал работать в Белгород. Здесь он живет и трудится и сейчас. Его профессия – художник-постановщик театра кукол – не самая распространенная, а в 80-е годы таких специалистов готовили только в двух институтах. Но именно этот путь выбрал для себя Андрей Михайлович.
«Мой отец работал в Мурманском театре кукол, и я с пятилетнего возраста не только ходил на все премьеры, но и проводил там все свое свободное время. Фактически вырос за кулисами театра кукол», – вспоминает художник.
lukomsky1
6.JPG
3.jpg
1.jpg
2.jpg
4.jpg
5.jpg
Прежде чем окончательно определиться с выбором своей профессии, Андрей Лукомский хотел попробовать себя и в других направлениях. Во времена его молодости в Советском Союзе большую популярность набирало художественное конструирование, появилось модное слово «дизайн». И Андрей Михайлович решил поступить на эту специальность в Ленинградское художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Но именно здесь, в культурной столице страны, постоянно посещая гастрольные спектакли театров различных стран мира – Китая, Швейцарии, Чехии, Италии, Болгарии, Японии, Франции, Голландии, Германии – он понял, что театр кукол ему все-таки ближе.
«Мне, например, тесно существовать в рамках одного вида или жанра. Скульптор работает с металлом, деревом, камнем. В живописи важно передать образ в цвете. А вот театрально-декорационное искусство включает в себя и живопись, и графику, и скульптуру и костюм, и сценографию. От задумки и эскизного проекта на бумаге до воплощения спектакля проходит буквально два-три месяца. Вот этим-то мне и интересно заниматься», – рассказывает Андрей Лукомский.
Многие считают, что зрителем в театре кукол может быть только ребенок, что такие спектакли всегда основаны на сказках, но это далеко не так. Все чаще в театрах кукол делают спектакли для взрослого зрителя. Во многих странах – например, Италии, Турции, Франции, Испании, Германии – в ресторанах и кафе проводят целые развлекательные программы с участием кукольников. Сюда взрослые приходят не только отдохнуть, но и посмотреть представление. На Руси же были популярны петрушечные комедии, которые с удовольствием смотрели и взрослые, и дети.
«Почему-то все ошибочно считают, что спектакли в театре кукол предназначены для самых маленьких. Но существуют ограничения по возрасту, которые созданы для того, чтобы учитывать особенности восприятия ребенка. Ведь театр кукол – это первый театр, с которым сталкивается человек, и от этого зависит его будущее развитие и воспитание как зрителя, как личности», – считает художник.
Перед художником театра кукол стоит нелегкая задача – убедить зрителя, какого бы возраста он ни был. В театре драмы сделать это легче – люди больше поверят человеку, чем кукле. Но, как говорит Андрей Михайлович, были случаи, когда зрители выходили с поставленных им спектаклей со слезами на глазах.
Когда человек занимается любимым делом, это сразу заметно. Андрей Михайлович скорее не работает в театре кукол, а живет им. На его счету – более 50 спектаклей, которые ставились не только в Белгороде, но и в разных городах России, а также в США, Польше. Андрей Михайлович Лукомский был также одним из участников организации фестиваля «Белгородская забава», который впервые состоялся в областном центре в 1995 году. При этом сейчас он занимается не только воплощением своих идей и задумок на театральной сцене, но и пишет маслом, принимает участие в пленэрах и выставках.
lukomsky3 101_7478.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7478.jpg 100_2687.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/100_2687.jpg 100_8165.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/100_8165.jpg 100_8163.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/100_8163.jpg 101_7533.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7533.jpg 101_7675.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7675.jpg 101_7677.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7677.jpg DSC04972.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/DSC04972.jpg DSC04974.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/DSC04974.jpg 101_7676.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7676.jpg 101_7480.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7480.jpg 101_7488.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7488.jpg 101_7456.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7456.jpg 101_7455.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/101_7455.jpg 100_8171.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/100_8171.jpg 100_8172.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/100_8172.jpg 100_8168.jpg http://mirbelogorya.ru/images/gallery/lukomsky3/100_8168.jpg
Художник во многом проводит параллель между театром кукол и живописью поскольку по средствам выражения искусство театра кукол очень близко к изобразительному искусству. Здесь те же самые законы композиции, те же ритмические законы. Разница лишь в том, что в театре кукол картинка «живая» – она проходит во времени и в пространстве. И задача художника – как раз придумать среду обитания.
Если же говорить о принципиальных отличиях между театром кукол и театром драмы, то у Андрея Михайловича на этот счет свое мнение:
«Хотя драматический театр и театр кукол имеют много общего, но все-таки у них есть одно существенное отличие. Казалось бы, и там, и там есть актеры, сценография и костюмы – все то же самое. Но в театре драмы художник привязан к модульной единице – человеку. Ведь человек живет и существует сообразно физическим законам, которые нельзя игнорировать. Например, актер в «живом театре» не может просто так взлететь, провалиться под землю или рассыпаться на кусочки, а в театре кукол это можно сделать более убедительно и гораздо легче, чем в драматических представлениях. Художник здесь создает среду обитания со своими законами, фактически создается новая вселенная».
Мир в миниатюре, где главные герои – это куклы. Создавать его не так легко. Но ради слез и смеха зрителя, ради того, чтобы вернуть человека в детство или помочь ему не потеряться в уже взрослой жизни, стараться стоит. И если вы в театре кукол были уже давно или не были вообще – не упускайте такую возможность.
К слову, отправиться в экскурсию по Белгородскому театру кукол вы можете прямо сейчас – вместе с Дарьей Анискиной в ее проекте «Здесь была Даша».
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото: из личного архива Андрея Лукомского