Виктор Иванчихин. Фото: Евгения Здесенко
Виктор Иванович Иванчихин родился в Белгороде, и на его глазах наш город ежегодно менялся и разрастался. Но в его памяти еще хранится «картинка»: на территории нынешнего Дома культуры «Энергомаш» раньше была сельскохозяйственная выставка, неподалеку от которой он с ребятами в детстве проводил много времени.
«Во дворе этой территории были пруды – открытые, заросшие, разные. Здесь мы ловили тритонов, где-то даже купались. И там я впервые увидел художника, он писал маслом этюды. Я был поражен. Но ведь что должно поражать? Не то, чтобы получалось похоже. А меня поражало, как им был дан образ», – вспоминает Виктор Иванович.
Образ, впечатливший ребенка и подпитанный красотой родного края, отложился в его памяти на всю оставшуюся жизнь. Но несмотря на проявившуюся любовь к творчеству Виктор Иванчихин не получил профессионального художественного образования. Так сложилось, что вместо этого творческого направления он выбрал два других: инженерно-строительное и юридическое.
«Любое образование дает удочку в руки, а рыбу лови сам. Поэтому я всю жизнь учусь, читаю и делаю для себя открытия. В себе я всегда сомневаюсь», – объясняет Виктор Иванчихин.
И все же, как говорит сам Виктор Иванович, в первую очередь он считает себя именно художником. Он работает в классических техниках, но чаще всего – в технике акварели. Хотя поиск новых идей и способов воплощения задуманного белгородский художник ничуть не возбраняет: «Можно экспериментировать, но важно, чтобы эксперименты не подменяли само искусство».
ivanchihin2
1.jpg
2.JPG
3.jpg
4.JPG
5.JPG
6.JPG
7.jpg
8.JPG
В мастерской Виктора Ивановича хранятся многочисленные грамоты, благодарности и дипломы, но поражает вовсе не их количество. От ветерана спорта до лучшего муниципального служащего России – не каждый художник может похвастать такими заслугами. Хотя сам Виктор Иванович не любит акцентировать на этом внимание.
Многие представители этой профессии любят тишину и уединение, в то время как Виктор Иванчихин принимал раньше и принимает сейчас активное участие в жизни и развитии города – он был директором художественно-производственных мастерских, одним из организаторов белгородского бюро архитектурного проектирования, участвовал во многих творческих проектах. По воле обстоятельств он также занимал должность госслужащего – был начальником управления по труду и социальному партнерству администрации Белгорода.
«Перестройка, работы не было нигде, все валилось. Надо было выживать. Я туда (управление по труду – прим. автора) попал и там работал, а если б я занялся картинами, то давайте говорить прямо – не имея образования, не имея своевременной художественной подготовки, ну что там можно было на великое рассчитывать. Для этого всю жизнь нужно быть органичным со своим творчеством», – рассказывает Виктор Иванчихин.
Все это не помешало ему состояться как художнику. Даже совсем наоборот – получилось так, что в его близком окружении были люди, которые внесли существенный вклад в развитие белгородской художественной школы. Большое влияние на его творчество оказал график Станислав Косенков, который был для него не просто учителем, но и близким другом. Он очень многое дал Иванчихину в понимании искусства. Они вместе выезжали на пленэры, вместе пытались сохранить красоту тихих, дальних уголков нашего края в своих работах.
ivanchihin1
1.JPG
2.JPG
3.JPG
4.JPG
5.JPG
6.JPG
7.JPG
8.JPG
Философия белгородского акварелиста Иванчихина проста – понимание чего-то великого начинается с самого маленького и, на первый взгляд, незначительного. Неприметное озерцо, затерявшееся в зарослях полей, легкое дыхание ветра, заставляющее танцевать колосья пшеницы, старая изгородь, покосившаяся от времени. Что вы в этом видите? Это история, это память о нашем крае, который вероятно с течением времени изменит свой облик. Но эти тихие пейзажи Белгородчины останутся во времени нетронутыми.
«Я не великий художник. Но каждый художник имеет право на творчество, потому что любое средство самовыражения – это тоже часть человеческого бытия», – считает Виктор Иванович.
Виктор Иванчихин разрушает многие стереотипы о художниках, и в то же время он – типичный представитель этой профессии. Его отношение к творчеству, к людям, да и к миру в целом заставляет задуматься о многом: об истории наших родных мест, значимости художественного искусства и даже о том, что любая мечта может быть достижима.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото на превью: Анатолий Могильный
Фото работ: из архива В. Иванчихина, из фондов Белгородского художественного музея, Евгения Здесенко