Александр Пшеничный. Фото: Евгения Здесенко
Александр Алексеевич Пшеничный – коренной белгородец. Он родился в селе Веселая Лопань в семье, как говорит он сам, обыкновенных крестьян. И это деревенское простодушие передалось от родителей к сыну. Простой, но в то же время увлеченный своим ремеслом человек – вот первое впечатление, которое создается после беседы с художником Пшеничным.
Интерес к этому виду творчества – скульптуре – возник у него еще в школьные годы. Александр занимался лепкой в студии бывшего Дворца пионеров, а после школы поступил в Пензенское художественное училище им. Савицкого. Но с самого начала приоритет был отдан скульптуре, а не живописи.
«Так получилось, что объем был для меня более важен. Но, конечно, процесс этот трудоемкий, одному тяжело. Если занимаешься скульптурой, то нужно иметь круг помощников. У Родена, например, было около 50 помощников, из них – 15 скульпторов, 8 литейщиков, 10 формовщиков… Раньше готовили мастеровых. Нет сейчас этой прослойки людей, у всех высшее образование», – рассказывает Александр Пшеничный.
Александр Пшеничный в мастерской. Фото: Евгения Здесенко
Поэтому и приходится скульптору по большей части справляться самому. Работа начинается с того, что делается деревянный каркас, на который налепливается глина. Быстро ли будет изготовлено изделие, зависит от многих факторов, поэтому, чтобы глина не высыхала, после работы нужно оборачивать ее мокрой материей и полиэтиленовой пленкой.
Следующий этап – формовка. На готовый глиняный «эскиз» накладываются разделяющие пластины и покрываются гипсом. И уже потом гипсовая модель отправляется на завод, где по ней из бронзы или же другого материала отольют скульптуру.
К слову, существует два основных способа создания скульптур: лепка, о которой шла речь выше, и ваяние. Лепят из мягких, поддающихся материалов – глины, воска. Этот способ позволяет как убрать некоторые элементы, так и добавить. Чего нельзя сказать о ваянии – в этом случает от цельного камня (мрамора, гранита и других) убирают излишки. Так был создан знаменитый «Давид» Микеланджело.
Но, конечно, сложность скульптурного ремесла заключается не только в технической стороне процесса. Здесь главное передать образ со всеми нюансами, ведь он воспроизводится в реальном объеме, и подмечать детали приходится с разных ракурсов.
«У живописца, графика и скульптора мозги устроены немного по-разному. Я вижу не только то, что видно, а еще то, что, например, сзади. Я просто это чувствую. Такое вот подсознание у скульптора. Поэтому и понимать скульптуру очень тяжело», – считает Александр Алексеевич.
pshenichny1
Горельеф «Расстрел» (совместно с А. Шишковым), г. Белгород
Композиция «Семья», г. Белгород
Мемориал «Крылья Победы», г. Строитель
Памятник преподобному Варнаве, Нижегородская область
Мемориал на Прохоровском поле (совместно с А. Шишковым)
Скульптура «Скрипач»
Бюст М. С. Щепкина
Как и всем людям творческой профессии, скульпторам тоже иногда приходится бороться с рабочим кризисом: «Бывает, конечно, что нет такого желания, горения. Если не получается – депрессия натуральная. Но с возрастом уже вырабатывается другое качество. Тут уже упертость начинает брать – или я ее, или она меня – кто кого».
Старые вилы, металлические обручи и всевозможные детали, отжившие свое предметы быта – все идет в ход, когда Александр Пшеничный погружается в творческий процесс. Есть у скульптора персональное выставочное пространство, где постоянно экспонируются эти причудливые творения, созданные из подручных средств. Это место – хутор Пожарный Корочанского района. Здесь они с супругой Натальей Расковаловой живут летом. И здесь же они создали настоящий парк скульптур.
pshenichny2
1.jpg
2.JPG
3.JPG
4.jpg
5.jpg
6.JPG
8.jpg
Но, как говорит Александр, не всем близко такое искусство. Хотя есть аудитория, которая с удовольствием и восторгом, прогуливаясь по парку, сразу замечает в этих скульптурах знакомые образы – это дети. Они, как никто другой, умеют не просто смотреть, но и видеть. А что вы сможете увидеть в арт-объектах Александра Пшеничного?
«Многим это не понятно, а понятно то, что более… натурально. Люди мало завязаны с искусством. Они поверхностно все это видят. Нет культуры контактной. Совсем маленький процент людей ходит на выставки. Но в этом ничего страшного и нет, потому что всегда было так. Зачем людям это нужно? Им нужно устраивать личную жизнь», – делится мнением скульптор.
Но, несмотря на отношение людей к искусству, парк скульптур Александра Пшеничного был и останется маленьким независимым островком творчества и фантазии, местом, где предметы обретают вторую жизнь, а люди – вдохновение.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото работ: из личного архива Александра Пшеничного, Евгения Здесенко