Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


В мастерской художника. Александр Мамонтов

В мастерской художника. Александр Мамонтов

мастерская Александра Мамонтова

Мастерская Александра Мамонтова. Фото Евгении Здесенко

«Мир Белогорья» совместно с выставочным залом «Родина» запускает новый проект «В мастерской художника». Все грани изобразительного искусства, идеи и образы, вышедшие из-под кисти белгородских художников, истории людей, живущих творчеством, художественные направления, техники и жанры – об этом вы сможете прочитать на виртуальных страницах нашего сайта. Первый материал цикла о человеке, особо чтимом и любимом в Белгороде, – художнике Александре Павловиче Мамонтове.

Александр Павлович родился в Архангельской области, но с Белгородом его связывают долгие годы его жизни и творчества. Он 15 лет работал главным художником Белгородского драмтеатра, был первым председателем и членом правления Белгородской организации Союза художников России, одним из создателей детской художественной школы в Белгороде. Он был удостоен звания «Заслуженный художник России» и награжден медалью «За заслуги перед Землей Белгородской» II степени.

Свой талант Александр Мамонтов раскрыл еще в детстве. Подаренные двенадцатилетнему мальчику, проживавшему в небольшой деревне Островецкая, несколько тюбиков масляных красок стали той исходной точкой, которая определила дальнейший творческий путь художника. Уже с первых ранних работ проявляется его врожденное чувство материала – без объяснений и обучения, основанные исключительно на интуиции, из-под его еще детской руки выходили совсем недетского уровня художественные работы.

«Материал художественный всегда сопротивляется поначалу, когда человек начинает над ним работать, начинает его изучать, пробовать. Вот у него это чутье было. На разный материал – и графические техники, и живопись во всем многообразии – акварель, гуашь, темпера, масло. Все эти вещи были тонко прочувствованы и давались ему легко буквально с раннего детства. Путь был определен сразу, и, в общем-то, он остался ему верен до конца», – рассказывает его дочь Анна Мамонтова.

В основном Александр Павлович работал в области пейзажной живописи и натюрморта. Каждый человек, имеющий отношение к изобразительному искусству, точно знает, что эти жанры, на первый взгляд бесхитростные, на самом деле обладают своей философией. Изображенные на холсте предметы могут о многом рассказать. В этом и заключается своеобразная художественная игра – передать историю через предметы. Для Александра Мамонтова реальные вещи были и одновременно и моментом бесконечного интереса для изучения, и рассказом о жизни. На его полотнах обычные предметы будто оживают – обжитые, теплые, побывавшие в руках людей и наполненные эмоциями, впечатлениями кусочки жизни.

Фото: Евгения Здесенко

Обучение в Харьковском художественном училище, а после и в Харьковском художественном институте привило Александру Павловичу любовь к цветной живописи, к колориту. А главным художественным направлением для него стал реализм. Неудивительно, ведь большая любовь Мамонтова к русским реалистам-передвижникам – Серову, Репину, Сурикову, Коровину, Архипову, Кустодиеву – не могла не отразиться на его творчестве.

Художников Товарищества передвижных выставок (передвижников) называют первыми русскими живописцами-реалистами. Их творчество противопоставлялось академизму – живописи, для которой характерны идеальные образы, возвышенность, помпезность и безупречное техническое исполнение. Академизм регламентирует и выбор тем – предпочтение отдавалось библейским сюжетам, салонным пейзажам и парадным портретам. В свою очередь на работах, выполненных в реалистическом направлении, изображена существующая действительность – такая, какая она есть. Простые люди, их судьбы, деревенский быт, проблемы и переживания. Это же мы можем видеть на многих работах Александра Павловича.

Фото из фондовой коллекции Белгородского художественного музея

«Выпускник Харьковского государственного художественного института, Александр Павлович Мамонтов был хорошо знаком с традициями русской реалистической живописи, последовательно и глубоко интерпретируя их в своем творчестве. Его тонкая живописная палитра, психологически точные портреты, полные свежести натюрморты, равно как и выразительные произведения театрально-декорационного искусства выдают в нем разнопланового художника, мастера кисти, любящего жизнь в ее лучших проявлениях», – отмечает искусствовед, член Союза художников России, директор белгородского выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.

Большое влияние на творчество Александра Павловича оказала работа в драматическом театре. Понимание пространства как целой системы разных вещей перенеслось с его театральной работы на живопись. В работах Александра Мамонтова чувствуется умение организовать это пространство, расставить правильно акценты, сделать образы живыми, движущимися, каждой детали отвести свою роль, убрав при этом все лишнее. При создании каждого такого образа Александр Мамонтов оставался требователен к себе.

Фото из фондовой коллекции Белгородского художественного музея

«Он не допускал в своем творчестве пускать все на самотек. Когда искал образ, он был очень сосредоточен – много смотрел, много искал, пытался найти начальный толчок для развития образа, чтобы он был максимально раскрывающим тему и при этом художественным. Он не выключался из творческого процесса ни на минуту. На протяжении всей жизни я не помню дня, когда он не был в мастерской (за исключением того времени, когда был очень болен, простужен)», – делится воспоминаниями Анна Александровна Мамонтова.

Из жизни художник Александр Мамонтов ушел совсем недавно – в 2013 году. Своими работами он завещал нам жить в мире, любить природу, видеть красоту в каждой вещи, ловить каждый миг этой жизни и быть благодарным каждому дню. Всмотритесь в его работы, прочувствуйте эту неиссякаемую силу художественного слова, задумайтесь. Возможно, это и будет лучшей благодарностью художнику за его творчество.

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Валерия Федорова

В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

В мастерской художника. Владимир Желобок

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Сергей Бастаджян

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко