В творческой мастерской Марии Браковенко. Фото: Евгения Здесенко
Как это бывает у большинства творческих людей, любовь к искусству у них появляется уже с детства. Частые посещения театра кукол вместе с родителями не могли не отразится на выборе будущей профессии Марии. Кроме того, большой вклад в творческое самосознание своего ребенка внесли Владимир Васильевич и Галина Ильинична Аксёновы – родители Марии. Они тоже художники – каждый в своей области. Владимир Васильевич занимается художественной обработкой дерева, работает и в различных графических техниках, а также в медальерном искусстве (изготовление монет и медалей). Галина Ильинична же занимается лоскутным шитьем и аппликацией. А вот Мария пошла по немного другому пути и поступила в театральный вуз в Санкт-Петербурге, выбрав для себя направление, связанное с ее любимым театром кукол.
«Мне всегда театр нравился. Мне нравилось выполнять не только станковую графику, живопись, но и работать с тканями, со всевозможными материалами. Поэтому и мое первое образование – художник-постановщик театра кукол. В сотрудничестве с другими художниками я оформляла витрину кукольного театра в Белгороде. Куклоград, который находится у них в фойе и считается брендовым, – это тоже моя работа», – рассказывает о начале своего творческого пути Мария Браковенко.
brakovenko1
Витрина Белгородского государственного театра кукол, 2009
Куклоград, 2009
Куклы к повести Н.В. Гоголя «Нос», 2010
Птица Алканост, 2009
Фото: из личного архива Марии Браковенко
Художник-кукольник – это лишь первая ступень творческого пути Марии. Она пробовала себя и в книжной иллюстрации, и в оформлении эскизов для театральных декораций, и в станковой живописи. Но главным направлением для нее стала работа с костюмами. В театре художник по костюмам – человек очень важный, ведь впечатление от спектакля зависит не только от актерской игры, но и от того визуального образа, который рождается благодаря фантазии художника.
Кому-то эта работа покажется несложной, но на самом деле создание костюма – это процесс очень долгий, кропотливый. Ведь даже если сам художник не будет принимать участие в пошиве, он должен контролировать каждый этап создания костюма. И помимо этого обладать широким кругозором. Например, хорошо знать исторический костюм, его особенности. Но есть и другие нюансы.
«Художник в театре – человек немного подневольный. Отдельно от режиссера он никогда не работает. К тому же, фантазии фантазиями, а чисто технически многое невозможно реализовать. В театре всегда существуют очень четкие ограничения – и в бюджете, и в самой сцене», – объясняет Мария.
brakovenko2
Эскиз декораций к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», 2013
Эскиз декораций к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», 2013
Эскиз декораций к пьесе А. Островского «Лес», 2014
Эскиз декораций к пьесе А. Островского «Лес», 2014
Эскиз декораций к трагедии У. Шекспира «Макбет», 2010
Эскиз декораций к трагедии У. Шекспира «Макбет», 2010
Эскиз декораций к трагедии У. Шекспира «Макбет», 2010
Фото: из личного архива Марии Браковенко
В арсенале каждого художника по костюмам должно быть владение основными техниками. Так, чтобы создать необходимый рисунок на ткани, часто используется техника батик. Батик – это роспись по материи, предусматривающая первичную обработку ткани, ее окрашивание и украшение. Зародился этот прием на острове Ява, где изначально использовались только ткани ручной выделки и натуральные краски. Сейчас трудно представить художника по костюмам, который в совершенстве не владеет этой техникой.
Еще один интересный прием – имитация золотого шитья. Трудно поверить в то, что аккуратные золотые стежки на костюме – вовсе не вышивка. Эта профессиональная хитрость позволяет не только сократить материальные, но и временные затраты. Выполняется она с помощью силиконового герметика. Но не будем раскрывать все секреты. Наша задача как зрителя – оценить уже готовый результат.
Умело сочетая эти техники, Мария создает уникальные костюмы для актеров театра и филармонии, творческих коллективов. Многие зрители даже не задумываются о том, что каждая деталь такого костюма тщательно выверяется, и именно от таких деталей во многом зависит тот образ, в который должен перевоплотиться актер.
brakovenko3
Эскиз костюма к пьесе «Дюймовочка», 2009
Эскиз костюма к пьесе «Дюймовочка», 2009
Эскиз костюма к пьесе «Дюймовочка», 2009
Эскиз костюма к пьесе «Дюймовочка», 2009
Эскиз костюма к пьесе «Дюймовочка», 2009
Эскиз костюма к пьесе «Дюймовочка», 2009
Эскиз костюма к пьесе «Дюймовочка», 2009
Эскиз костюмов для ансамбля «Везелица», 2012
Эскиз костюмов к трагедии У. Шекспира «Макбет», 2010
Эскиз костюмов к трагедии У. Шекспира «Макбет», 2010
Эскиз костюмов к трагедии У. Шекспира «Макбет», 2010
Фото: из личного архива Марии Браковенко
Удивляет то, как профессионально и у Марии получается реализовывать идеи в абсолютно разных техниках и направлениях. Придуманный образ ложиться на бумагу, затем оформляются отдельные детали, после чего костюм воссоздается в реальной форме. Все эти этапы – каждый из них – это тонкая кропотливая работа, которая с легкостью дается белгородской художнице.
«Мария Браковенко занимает среди белгородских художников особое место. Будучи по образованию художником театра, она с равным успехом выступает в дизайне костюма и графике. Прекрасное владение различными техниками и приемами декоративно-прикладного искусства она сочетает с традиционными графическими и живописными техниками, получая яркие, эффектные и всегда профессионально выполненные произведения. Большая удача, что Мария преподает на факультете дизайна и технологий Белгородского государственного института искусств и культуры, на собственном примере показывая студентам, каких высоких результатов может добиться молодой талантливый автор», – делится мнением искусствовед, член Союза художников России, директор белгородского выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.
Талантливый человек талантлив во всем. Такой фразой можно описать многогранное творчество Марии Браковенко. И, вероятно, это далеко не предел. Молодая и талантливая белгородская художница всегда может найти новый способ воплощения своего вдохновения в жизнь и удивить нас своими живыми, уточненными, необыкновенными работами.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Александр Мамонтов