Милада Исаева. Фото: Евгения Здесенко
isaeva3 Автопортрет, 1993 Автопортрет, 2012 Вера, 2004 Катейка, 2004 Олеся, 2002 Я.Н. Бойм, 2006 Портрет пожилой дамы, 1994 Эд, 2003 Женский портрет, 1996
Милада Исаева родилась в промышленном городе Чирчик Ташкентской области. Здесь для ребенка не было возможности расти в профессиональном плане. Но источник вдохновения все же был. Правда, находился он уже в Ташкенте – многоэтажный музей изобразительных искусств. Здесь Милада впервые познакомилась с творениями великих западноевропейских художников.
«С детства меня это просто потрясло, поразило. Эти картины – огромные полотна с императрицами, с античными сюжетами. Я ничего не понимала, я просто смотрела на все это, открыв рот. Для меня все это было очень впечатляюще», – рассказывает Милада Исаева.
Найдя в этих полотнах не только вдохновение, но и собственное призвание, уже в старших классах будущая художница стала задумываться о профессиональном образовании. Так, совместно с родителями Милада приняла решение поступить в педагогический институт во Владимире. Но легким выбранный путь не оказался. В первую очередь потому, что у нее не было необходимого подспорья – художественную школу, в отличие от своих однокурсников, Милада не заканчивала. На занятиях она постоянно получала тройки и не поспевала за своими сверстниками. Но себе самой и всем остальным Милада доказала, что при желании и за счет собственного терпения и упорства можно совершить многое.
isaeva5 Ностальгия по Ренессансу, 2011 Ностальгия по Ренессансу, 2012 Натюрморт с черепом, 1995 Дикая яблонька, 2016 Заводь, 2016 Дворики Торжка, 2016 Спасо-Преображенская церковь в п. Славный Тверской обл., 2016 Облака над Москвой, 1995 Глуховка, 2002 Берега Тверцы, 2016
Первая дипломная работа Милады Исаевой была посвящена рисунку обнаженной фигуры человека. Наверное, во многом на это повлиял ее преподаватель – Ермолин Сергей Васильевич. По словам Милады, он вдохновлял всех студентов настолько, что все троешники на его занятиях становились отличниками. Он же и привил начинающим художникам любовь к обнаженной натуре.
«Я любила изучать пластическую анатомию, меня интересовал человек, психология, внутреннее состояние человека в данный момент. Хотелось передать в портрете душевное состояние, настроение. Плюс анатомические знания помогали мне достичь профессиональных качеств в рисунке», – объясняет художница.
isaeva4
Лежащий натурщик, 1995
Обнаженный натурщик, 1995
Сидящая обнаженная, 1994
После получения диплома перед Миладой встал нелегкий выбор – остаться с родителями в Алексеевке Белгородской области (они переехали туда после развала Советского Союза) или попытать счастья в Москве, продолжив свое образование в художественном институте имени В.И. Сурикова. Это был сложный период. В нашу область семья Милады переехала практически в статусе беженцев – все нажитое ими осталось в Узбекистане. На новом месте родители Милады все начали с нуля, поэтому на материальную поддержку можно было не рассчитывать, нужно было устраивать свою жизнь самостоятельно.
Но Милада все же сделала этот огромный шаг – невзирая на все тяготы, она снова поступила в университет на направление «графика». И именно благодаря этому виду искусства она прославится уже у нас, в Белгороде.
isaeva2
Письмо с фронта, 2013
Вечер на окраине, 2009
Городские мотивы, 2011
Дачный поселок, 1996
Дом на старой улочке, 1996
Задворки, 2007
Интерьер, 1997
Интерьер с роялем, 1997
Соседи, 2002
Непогода, 2009
На берегах Нерли, 1996
Все художники-графики занимаются не только созданием уникальных единичных графических рисунков, но еще и печатной графикой. Этого нет на факультете живописи, этому не научат и на искусствоведческом факультете. Видов печатной графики много: эстамп, ксилография, линогравюра, литография, монотипия и другие. Но в студенческие годы Милада специализировалась на офорте – довольно сложной, но интересной технике.
Офорт – вид печатной графики, тончайшая и очень старинная техника создания гравюры на металле с помощью травления. Это очень длительный процесс, который порой занимает не один день. Если кратко, то происходит это следующим образом: на отшлифованную металлическую пластину накатывается специальный лак, который не пропускает азотную кислоту. С помощью иглы на ней выводится рисунок, затем пластину опускают в ванночку с азотной кислотой. После травления все смывается бензином, пластина очищается, на нее наносится офортная краска. С помощью специального станка рисунок с металлической пластины продавливается на бумагу.
В 2001 году в Белгороде состоялась областная молодежная выставка, на которой Милада Исаева впервые выставила свои работы. После этой экспозиции ее пригласили преподавать в Белгородском институте искусств и культуры. С этого момента и началась ее карьера педагога и художника.
Своих студентов художница обучает книжной иллюстрации. И если во время своего студенчества Милада была ограничена строгими рамками преподавателей, которые требовали от студентов реалистических рисунков и отвергали фантастику и все современное, то сама она дает своим преемникам относительную свободу действий.
«Я сейчас рада всему, что делают наши студенты. Фантазия у них бурная, они читают фантастику. Я стараюсь их, конечно, ориентировать на наших русских авторов, но если им нравится Гарри Поттер, пусть рисуют Гарри Поттера. Лишь бы тренировали руку, глаз, какой-то азарт получали, удовольствие. Но в то же время я слежу, чтобы все было эстетично. Чтобы работы были приятные для зрителя. Иначе они такое нарисуют!»,– комментирует Милада Исаева.
isaeva1
Иллюстрация к роману «Дубровский» А.С. Пушкина
Иллюстрация к роману «Дубровский» А.С. Пушкина
Иллюстрация к роману «Дубровский» А.С. Пушкина
По мнению Милады, нужно, чтобы каждый занимался своим делом. И если вы хотите делать что-то, нужно это делать хорошо. «Лучше хорошо рисовать, чем плохо петь», – считает белгородская художница. И мы не можем не согласиться с тем, что изобразительное искусство – это определенно ее жизненная стезя.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Галина Аксенова
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото работ: из личного архива Милады Исаевой