В мастерской Галины Аксеновой
Галина Ильинична Аксенова родилась на Дальнем Востоке (в поселке Гастелло Макаровского района Сахалинской области), а позже вместе с родителями переехала в Белгород. Здесь она окончила художественную школу. Следующим шагом на ее творческом пути стало поступление в Абрамцевское художественно-промышленное училище города Хотькова Московской области, где она и познакомилась с будущим мужем Владимиром Васильевичем.
Как любой начинающий художник, Галина Ильинична поначалу пробовала себя в различных направлениях художественного искусства. Но полностью свой потенциал она раскрыла в декоративно-прикладном творчестве, а именно – в лоскутном шитье.
«Я все-таки остановилась на текстиле. Работаю с тканями. Технология, в общем-то, несложная. Самое главное здесь – почувствовать цвет, фактуру и найти композицию. Ведь если есть образное решение, то работа состоялась. Если художник не нашел этого образного решения, то и работа проигрывает. Поэтому я стараюсь делать много эскизов. Я не импровизатор, работаю более сосредоточенно, долго», – рассказывает Галина Ильинична.
Глядя на ее работы, в это трудно не поверить – небольшие кусочки ткани в умелых руках превращаются в задуманные образы, а эти образы уже выстраивают сюжет. Сразу видно, что работа это очень тонкая, кропотливая. И здесь дело даже не только в самой технологии ее выполнения. Так точно подобрать необходимые цвета и ткани по фактуре – вот что важно в лоскутном мастерстве. Ведь гораздо легче сделать такие плавные переходы цвета красками на бумаге, чем с помощью кусочков ткани и вышивки.
aksenova1
«Инфанта в розовом»
«Инфанта в голубом»
«Дождь в городе»
«Рождество»
«Радуга»
«Ночь»
«Вечерняя песня»
С лоскутным шитьем тесно связаны понятия квилтинг (quilting) и пэчворк (patchwork). За этими английскими словами скрываются особые техники рукоделия. Так, пэчворк, по сути, это и есть непосредственно само лоскутное шитье – просто один из вариантов его названия (как и лоскутная мозаика или текстильная мозаика). С английского это слово так и переводится – «лоскутный». Эта техника довольно проста: красивое полотно создается посредством соединения разноцветных фрагментов ткани.
И если пэчворк – это скорее частное (отдельная конкретная техника), то квилтинг – это общее (сочетание сразу нескольких техник шитья). Квилтинг в дословном переводе означает «стежка», «подбивка» и представляет собой популярное ремесло – изготовление стеганых изделий. Особенность их в том, что они многослойные. Лицевая сторона полотна декорируется, в том числе и с помощью пэчворка или же аппликации. А уже готовое изделие получается объемным за счет прослойки, которую можно сделать, например, из синтепона.
В своей творческой работе Галина Ильинична использует скорее смешанную технику:
«Я, как правило, этим (квилтингом и пэчворком) не занимаюсь. У меня немного другое направление – делаю творческие, образные работы. Ведь можно использовать не только аппликационные моменты. Если это необходимо по решению композиции, использую вышивку. Кроме того, я использую и графические элементы. В основе – ткани, но соединяется это все черным акрилом. Такая смешанная техника».
В любом случае, подобные лоскутные картины требуют от художника больших временных затрат. Например, на триптих «Мир на Земле» ушел целый год. А если работы небольшого формата, то в течение года в мастерской Галины Аксеновой могут появиться в среднем четыре новых текстильных картины.
Триптих «Мир на Земле»
Галина Ильинична совмещает свою творческую деятельность с преподаванием. Предмет, которому она обучает студентов Белгородского института искусств и культуры, – пропедевтика. Именно с этой дисциплины начинается подготовка будущих художников. Пропедевтика в общем понимании – это введение в какую-либо науку и искусство, в данном случае – в композицию.
«В работе со студентами нужна большая энергетика, чтобы до них что-то донести, чтобы они что-то сделали. Подчас это обоюдный процесс – особенно это касается дипломных работ выпускников», – рассказывает Галина Ильинична.
Но, несмотря на то, что лоскутная мозаика требует большой сосредоточенности, а времени хватает не всегда, Галина Ильинична успевает совмещать преподавательскую работу с декоративно-прикладным творчеством. По ее словам, терпение и любовь к своему делу – вот главный ключ к успеху.
Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:
В мастерской художника. Валерия Федорова
В мастерской художника. Иосиф Бобенчик
В мастерской художника. Владимир Желобок
В мастерской художника. Николай Коркин
В мастерской художника. Андрей Лукомский
В мастерской художника. Интигам Акперов
В мастерской художника. Сергей Бастаджян
В мастерской художника. Марина Шепорнева
В мастерской художника. Анатолий Иванов
В мастерской художника. Леонид Пусный
В мастерской художника. Игорь Черный
В мастерской художника. Владимир Лыткин
В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев
В мастерской художника. Виктор Иванчихин
В мастерской художника. Александр Пшеничный
В мастерской художника. Екатерина Севергина
В мастерской художника. Юрий Данченко
В мастерской художника. Григорий Новиков
В мастерской художника. Сергей Расковалов
В мастерской художника. Игорь Кириченко
В мастерской художника. Наталья Расковалова
В мастерской художника. Андрей Митрягин
В мастерской художника. Владимир Аксенов
В мастерской художника. Яна Серпухова
В мастерской художника. Милада Исаева
В мастерской художника. Владимир Нестерков
В мастерской художника. Светлана Черникова
В мастерской художника. Алексей Юсупов
В мастерской художника. Наталья Плешкова
В мастерской художника. Мария Браковенко
В мастерской художника. Александр Мамонтов
Фото: из личного архива Галины Аксеновой, Евгения Здесенко