Сегодня дороги Белгородской области находятся под нагрузкой не только плотного автомобильного трафика, но и неустойчивой температуры. Температурные качели этой зимы: от сильных морозов до оттепелей с дождем и снова к морозам – вне привычных зимних рамок. Замерзающая в трещинах вода дает разрывы и становится причиной ям. Дорожники не ждут весны, чтобы приступить к ямочному ремонту, для этого у них есть технологии. А глава региона Вячеслав Гладков ставит задачу завершить весь объем работ по ремонту дорог уже к маю.
Выбоины в асфальте появляются преимущественно зимой, виноваты в этом переходы температуры через ноль и вода.
«При большом количестве циклов замораживания и оттаивания вода имеет свойство расширятся. Тем самым она разрушает любую структуру», – объяснил заместитель начальника отдела технического надзора и эксплуатации автомобильных дорог управления дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области Дмитрий Корниенко.
Поврежденное дорожное полотно особо страдает при высокой интенсивности движения. На участке Томаровской объездной Яковлевского округа – трафик три тысячи авто в сутки.
Перед ремонтом яму подготавливают фрезой, нужно предать ей правильную геометрическую форму квадрата или прямоугольника. Аварийной считается яма, глубина которой больше пяти сантиметров. И площадь, как одна десятая квадратного метра, после фрезы эти цифры значительно больше. Выбоину расширяют, срезают рассыпающуюся кромку, далее яму расчищают.
Мало кто знает, что с современными материалами ямочный ремонт возможен почти при любой погоде. При использовании морозостойких технологий.
Зимний литой асфальтобетон содержит большее количество битума и минерального порошка, в отличие от летних смесей. Это позволяет работать с ним при температуре до -10 градусов без ущерба качеству.
Чтобы заделать такую яму, площадью около пяти квадратных метров, нужно плюс-минус 400 килограммов асфальтобетона. Перед укладкой его разогревают до температуры 220 градусов в бункере-термосе.
«Данный асфальтобетон содержит большое количество вяжущих, и он не требует дополнительного уплотнения. Через полчаса по нему можно осуществлять движение», – рассказал начальник яковлевского участка Белгороддорстроя Александр Плотников.
Можно готовить асфальтобетон и на открытом огне, как кашу. Одна из организаций Старооскольского округа варит его в миксере. Можно добавить и старое покрытие, вынутое из ямы, получается безотходное производство. Полчаса и смесь готова.
В Белгородской области 6 320 километров дорог регионального значения, их ремонтом и обслуживанием занимаются 14 организаций. Для ямочного ремонта всегда есть запас материалов.
«На региональные дороги заготавливается на год, исходя из опыта прошлых лет, до тысячи тонн асфальтобетонной смеси», – пояснил заместитель начальника отдела технического надзора и эксплуатации автомобильных дорог управления дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области Дмитрий Корниенко.
На сегодня уже использовано, порядка 270 тонн заготовленного под ремонт асфальтобетона. Площадь заделанных ям около 2 200 квадратных метров. Гарантия – один год.
Ход ямочного ремонта в регионе сегодня стал темой оперативного совещания в правительстве области.
«Там в течение одного-двух месяцев надо будет сделать большой объем работы. Эта ситуация не только по Белгороду, но и по другим муниципальным образованиям», – заметил Вячеслав Гладков.
Контроль работ глава региона Вячеслав Гладков будет осуществлять еженедельно. Работы должны быть выполнены до мая. Ориентиром по качеству будут обращения жителей или их отсутствие.