Перед каждым автовладельцем рано или поздно встает вопрос – куда девать отработанные покрышки? В Белгороде правильный ответ на этот вопрос предложил муниципалитет. Частным владельцам автомобилей в областном центре предлагают бесплатно сдать старые шины в специальные пункты приема.
Всего в областном центре есть три точки, где можно утилизировать покрышки: на проезде Автомобилистов (напротив дома №47), на улице Губкина (в районе Подстанции) и на улице Студенческой (у АЗС на пересечении с Корочанской). Все они появились в мае как временные. Теперь стали постоянными. Но что не изменилось – это бесплатный прием покрышек у населения на утилизацию, хотя по закону за это нужно платить.
Спрос на эту услугу есть. Об эффективности системы говорит статистика. За 2018-й Белгорблагоустрйоством из областного центра на утилизацию вывезено всего лишь 400 отработанных покрышек, найденных во время уборки территорий. А с мая 2019 года с появлением таких пунктов собрано уже около 18 тыс. старых шин, 15 тыс. из которых отправлены на утилизацию.
Отгрузка с пунктов приема происходит каждый будний день при помощи тяжелой техники. Покрышки отвозят на базу Белгорблагоустройства, там сортируют и минимум раз в неделю отправляют на перерабатывающие заводы. Такие есть в Валуйках и Старом Осколе.
«Почему два предприятия? Есть определенные нюансы в приеме отработанных шин. Для примера: Валуйский завод не принимает шипованную резину, принимает Старый Оскол», – отмечает руководитель департамента городского хозяйства администрации Белгорода Александр Агарков.
В Старом Осколе руководство завода решило принимать покрышки бесплатно. Во-первых, платный прием не приносил большого дохода – утилизация тонны шин стоит от 500 до 1 тыс. рублей. Во-вторых, на заводе понимают: если не брать даром, шины чаще всего просто выкинут в ближайший овраг. Выходит для предприятия это принцип собственной социальной ответственности.
«Основной доход от деятельности я получаю от производства резиновой крошки, а это такой, скажем, шаг благотворительный, направленный на улучшение экологии Староосколького округа и всей Белгородской области в целом», – говорит управляющий Старооскольским заводом переработки шин Станислав Федкевич.
Старые покрышки разрезают на куски, отправляют в шредер. Раздавленная измельченная масса из резины, металлического и текстильного кордов проходит через мощный магнит – так отделяется металл. Следующий этап – центрифуга.
Металлический корд сдают на лом, а текстильный утилизируется как неопасный отход производства. На предприятии работают 12 человек. Перерабатывают до пяти тонн покрышек за смену – это около трех тонн готовой продукции. Способ экологически безопасный – только механическое воздействие.
До сих пор основным поставщиком сырья для таких заводов были юридические лица. А опыт Белгорода в сборе отработанных покрышек у населения дает дополнительный поток шин и может стать примером для всей области. Безусловно, такая модель затратна для муниципалитета в логистике. Но дает контроль над процессом утилизации и просто формирует культуру обращения с отходами.