Дневник юной Тани Савичевой, который она вела в блокадном Ленинграде, известен во всем мире. Источник бесценных фактов, свидетель человеческой трагедии. Оказалось, это не единственный пример, когда ребенок вел записи во время войны, по-детски аккуратно фиксируя происходящий вокруг кошмар. Рукописи и зарисовки Славы Гроздова, подростка и прифронтового Тамбова, стали основой экспозиции, которая открылась в Белгородском музее-диораме.
Вячеслав Гроздов фиксировал каждый день войны. По его рисункам историки находили подтверждение событиям того времени. На одной из его зарисовок – воронка от авиационных снарядов в Тамбове на 1-й Шацкой улице. И это дало историкам бесценный факт.
«Долгое время считалось, что Тамбов не подвергался немецким бомбардировкам. Но благодаря в том числе дневникам Вячеслава Гороздова точно установлено, что такие бомбардировки существовали и, казалось бы, мирный прифронтовой регион тоже пострадал от немецких снарядов», – рассказывает старший научный сотрудник Белгородского историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Максим Бирюков.
Когда началась война, Славе было 14. Невзирая на невзгоды, он не изменил своей довоенной привычке – записывать ежедневные впечатления и делать зарисовки. Его папа работал хирургом и разрешал сыну бывать на операциях, а после общаться с раненными бойцами. Вячеслав Гроздов рисовал портреты раненых бойцов и офицеров Красной Армии, и зачастую эти портреты они отправляли домой своим родным.
В Белгород привезли три подшивки дневников Вячеслава Гроздова. В каждой витрине – история о событиях дня или о человеке. Например, об архиепископе Луке, в миру Валентине Войно-Ясенецком. Его книга по хирургии помогала военным врачам того времени. Да и до сих пор востребована.
Страницы дневника и рисунки Вячеслава Гроздова сопровождаются артефактами и фотографиями, заявлениями добровольцев, уходящих на фронт. Увидеть и прочесть историю войны, написанную подростком от первого лица, можете и вы. Выставка продлится в Белгородском музее-диораме до 20 февраля.