Белгородская государственная филармония вернула на большую сцену шедевр русской музыки. На сцене главной капеллы страны в Санкт-Петербурге состоялась премьера кантаты Stabat mater нашего земляка из Борисовки Гавриила Ломакина. О нем часто говорят как о незаслуженно забытом имени русской музыки. Выдающийся дирижер, композитор, хормейстер сочинил кантату – музыкальное произведение для хора и оркестра – в середине XIX века. Сыграли его тогда лишь однажды.
Спустя 150 лет к музыкантам Белгородской филармонии попал в руки черновой вариант партитуры. Около полугода репетиций и кропотливой работы пришлось потратить на восстановление. Премьера Stabat mater – «Матери скорбящей» – состоялась на VIII Международном Санкт-Петербургском культурном форуме.
Когда Ломакин ступил на столичную землю, разводных мостов в Петербурге еще не было, а Зимний дворец стоял уже 60 лет. Из слободы Борисовки Грайворонского уезда Гаврила, мальчик десяти лет, приехал не покорять большой город, а продолжать службу по решению его владельца – графа Шереметева. На десятки лет вперед его домом станет Шереметевский дворец на берегу Фонтанки.
Спустя годы Шереметев примет редкое для той поры решение – за старание дарует Гавриилу Ломакину свободу. К тому времени графская капелла под руководством Ломакина – лучшая в России. О профессиональном Шереметевском хоре знали во всей Европе.
Произведение «Мать скорбящая» Гавриил Ломакин написал за 20 лет до своей смерти. В кантате сошлись его уважение к традициям русской музыки и интерес в европейской школе. Произведение русского композитора, написанное на канонический латинский текст, – редкое явление. После смерти маэстро о сочинении забыли.
«Ноты найдены на чердаке. Это рукописный материал с множеством помарок, ошибок. Мы не знаем, так и не смогли установить, чьей руке принадлежит запись. Нет никаких аудиоисточников. Мы ориентировались на понимание времени создания произведения и на стиль композитора. Сохранились ноты его хоровых сочинений. Законы гармонии, стиля... мы пытались максимально приблизиться к первоисточнику», – рассказывает главный дирижер академического хора Белгородской филармонии Елена Алексеева.
Белгородская филармония вернула шедевр русской музыки на большую сцену – в главную капеллу страны. Туда, где 150 лет назад Гавриил Ломакин ставил концерты и где ему, свободному человеку, рукоплескала петербургская интеллигенция.
«Мне кажется, мы сделали важную вещь, подготовив ноты к изданию и издав их для того, чтобы кантата Stabat mater Гавриила Ломакина обрела вторую жизнь. Ведь она лежала и не исполнялась. А музыка должна жить, музыка должна звучать», – отмечает директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха.
Ноты передадут концертным организациям, хоровым училищам и профильным вузам страны.