Белгородские поисковики присоединились ко Всероссийскому проекту военно-исторического центра по возвращению солдат Великой Отечественной на малую родину. На днях в нашу область привезли останки двух наших земляков из Новооскольского и Валуйского округов.
Это был действительно долгий путь домой. Красноармеец Егор Пахомов, призванный из новооскольского села Тростенец, погиб предположительно в 1943 году в Житомирской области. Николай Барыбин из Валуйского округа сложил голову в том же году под Ленинградом. С 2007 года существует проект помощи поисковикам «Дорога домой». Это работа сотен неравнодушных: одни находят останки воинов в земле, другие доставляют их родным.
«За время работы проекта доставлено порядка 200 убитых», – рассказал начальник штаба поисковой экспедиции военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа Алексей Буравлёв.
В селе Старая Симоновка Валуйского округа своего героя Николая Дмитриевича Барыбина все эти годы ждали и искали родственники. Николай Дмитриевич ушёл на фронт из дома вместе со своим родным братом Яковом.
Яков пропал без вести в 43-м. Тогда же родные узнали о гибели Николая, знали и примерное место. В наши дни племянница героя Мария Кушнарева даже ездила на место предполагаемого захоронения дяди к мемориалу «Новая Малукса» Лениградской области.
И только сейчас пришли вести о точном месте гибели. Все эти годы он пролежал не в братской могиле. Там же в Лениградской области, близ урочища Вороново его нашли питерские поисковики, летом 43-го его во время обстрела присыпало при входе в блиндаж
Опознать его удалось благодаря смертному медальону. Это пластиковая капсула, в которой лежала записка, она хорошо сохранилась, где было указано имя, адрес, даже имя супруги. Так его и нашли.
А жена героя Анастасия Григорьевна погибла еще раньше. Зимой 1943-го ее арестовали за подозрение в пособничестве партизанам. Племяннице Марии Кушнаревой тогда было почти 7 лет.
«В дом вошёл староста вместе с военными. Было очень страшно, думала, что нас сейчас расстреляют. Но они перевернули всё в хате, что-то искали, но ничего не нашли», – поделилась воспоминаниями племянница Николая Барыбина Мария Кушнарёва.
Анастасию всё равно арестовали, сиротами оставили троих детей. Она похоронена в братской могиле в семи километрах от дома, там, где встретила смерть.
Лес неподалеку от Валуек в период оккупации стал местом казни. Сюда приводили мирных жителей, которых подозревали в пособничестве партизанам и расстреливали, тела сбрасывали в воронки, которые оставались от разрыва снарядов. В этом году будет 80 лет со дня начала войны, а воронки сохранились до сих пор.
«После освобождения попытались приехать сюда, чтобы найти тело Анастасии Григорьевны. К сожалению, этого не удалось сделать, потому что лет было очень много, опознать не смогли», – рассказала заведующая Яблоновской библиотекой Анна Беляева.
Но теперь оба супруга покоятся на родной земле. Внуки, племянники, правнуки и просто земляки не забывают о своих героях. А тысячи поисковиков и волонтеров продолжают свою работу, чтобы каждый воин вернулся домой.