Каждый десятый литр топлива на российских заправках – суррогат. Ежегодно, по данным Росстандарта, в стране продается 6 млн тонн некачественного бензина и дизельного топлива. При этом о проверке автозаправки предупреждают заранее. Соответственно, нарушители – это АЗС, которые не могут исправить недостатки, даже зная о ревизии. Сколько на самом деле торговцев некачественным топливом, не знает никто.
Самое распространенное нарушение – это повышенное содержание серы в топливе. Современные экологические стандарты таковы: для бензина Евро-3 допускается 0,0015 % серы, Евро-4 – до 0,0005 %, Евро-5 – 0,0001 %. Соответственно, вред от этого прежде всего получает природа. Но и автомобилю суррогатное топливо не идет на пользу. Сернистые соединения провоцируют коррозию и снижают эффективность нейтрализатора. Сильнее всего страдают владельцы современных иномарок, так как такие машины более требовательны к качеству бензина.
Основной признак того, что бензин содержит повышенное количество серы – неприятный запах выхлопа, похожий на запах тухлых яиц. Но можно попросить у продавца документы. Любой клиент АЗС имеет право потребовать паспорт качества на топливо. Здесь написан экологический класс — Евро-3, -4 или -5. Чем он выше, тем меньше содержание серы. Правда, стопроцентной гарантии от подделки этот документ не дает. Разные партии топлива могут смешивать, а еще не исключено, что предоставят паспорт на уже проданную партию.
Единственный совет, который точно поможет, – заправляться на АЗС крупных сетей. По данным Росстандарта, здесь шанс купить суррогатное топливо в 2,5 раза ниже, чем на мелких частных заправках.