С осени общественный транспорт почти всех районов области перешел на безналичную оплату проезда. Система с разной степенью успешности заработала практически на всем пассажирском транспорте. Популярен ли безналичный расчет у жителей области? Какие плюсы, а может, и минусы они в нем видят? Что еще не доведено до совершенства? Мы проехали в маршрутках Яковлевского и Алексеевкого округов, собрали мнения пассажиров и водителей, комментарии перевозчиков и представителей муниципалитетов.
В Алексеевке на безнал перешли год назад. 17 муниципальных маршрутов были оборудованы терминалами. Мария Сулим ездит на общественном транспорте минимум два раза в день, когда привозит и забирает своего первоклассника из школы. В руках всегда карта.
«Потому что удобно: не таскаем за собой лишних денег, наличные и мелочь. И ребенок расплачивается – очень любит прикладывать карту к терминалу», – рассказала Марина Сулим.
Преимущества очевидны при условии, что ребенок едет с родителем. Если один – нужно завести карту на несовершеннолетнего. Но этот инструмент пока еще не слишком востребован родителями. В Алексеевке проезд по безналу стоит на 5 рублей дешевле. Своего рода стимул. Хотя среди пассажиров большинство тех, кто принципиально платит монетой – считают, что так удобней.
Возможно, дело в скорости терминала. Обработка электронного платежа может занимать до 20-30 секунд, в часы пик это образует очереди. Когда люди утром торопятся на работу, они не хотят долго стоять в очереди, а хотят быстрее оплатить и выйти.
Весной безналичную оплату за проезд ввели и в Строителе – как по городским, так и по пригородным маршрутам. И 35 % населения уже пользуется этой услугой. Терминалами безналичной оплаты оборудованы все 18 маршрутов. Как ускорить оплату картой, у администрации округа есть свое предложение.
«Один из путей решения этой проблемы, возможно, вернуть к работе кондуктора, который занимался электронным обеспечением. Вы сами видели, что водитель тратит время, за счет этого сдвигается график маршрута, если, допустим, он должен попасть в точку в определенный час», – рассказала начальник управления ЖКХ и транспорта администрации Яковлевского городского округа Светлана Черепова.
Однако компания-перевозчик в данный момент набирать штат кондукторов и платить им зарплату не готова. «Мы же сейчас внедряем новые технологии, «Яндекс.Транспорт», подключение ко всем системам, налаживание. Сейчас все усилия идут на это, чтобы быть конкурентоспособными на этом рынке», – пояснил управляющий директор ООО «Экополис» Вячеслав Кочин.
От введения безналичной оплаты перевозчик видит для себя однозначные плюсы – прозрачность расчетов и, как следствие, понятный пассажиропоток.
Что касается водителей, то с введением безналичной оплаты проезда некоторые из них жалуются на нехватку наличности при расчете на заправке. Однако с введением онлайн-терминалов принципиально в работе водителей ничего не изменилось, рассказал Владимир Кравченко, не первый год работающий на маршруте Строитель – Белгород.
«Без разницы, что так – что так… Утром я беру путевку, мне выдают деньги, а вечером отчитываюсь чеком», – пояснил водитель ООО «Экополис».
Еще один вопрос, который вызывал сложности, – безналичная оплата по пригородным маршрутам. Если в городе тариф фиксированный, то по пригороду зависит от километража. В Строителе проблему решили терминалами с умной программой. Водитель набирает остановку от и до, а терминал сам выдает тариф. Для этого нужно всего лишь нажать две кнопки.
Пенсионерка Нина Ивановна Струкова тоже пользуется безналичным расчетом с начала весны. «Карта у меня используется пенсионная, на нее приходит пенсия, и я ей расплачиваюсь. Часто очень езжу и по месту в Яковлевском округе, и в Белгород», – рассказала пенсионерка.
С октября проездные талоны уйдут в прошлое, и льготники смогут расплачиваться за проезд своей обычной банковской картой. Единственное, ее нужно зарегистрировать в МФЦ. За проезд они будут платить всего лишь 9,25 рубля, а 10,75 рубля будет платить уже соцзащита перевозчику.
С пригородными маршрутами примерно та же схема. 10,75 платит соцзащита, а остаток суммы списывается с карты льготника. Преимущества таких виртуальных талонов в том, что их невозможно потерять, и в том, что льготнику теперь не нужно искать удостоверение, чтобы предъявить водителю. Терминал будет сам считывать, что банковская карта зарегистрирована на льготника.
«Достаточно зарегистрировать единожды свою карту, и каждый месяц у вас автоматически будут появляться ваши 20 поездок на карте. По истечении месяца они не сгорят, если вы их не израсходовали, а будут накапливаться», – отметила руководитель МФЦ Белгородской области Олеся Митякина.
Свою карту в региональном МФЦ зарегистрировали уже около 2 тыс. льготников Белгородской агломерации. Для этого нужно прийти в МФЦ с паспортом, СНИЛС и картой и написать заявление. И со следующего месяца можно будет расплачиваться не бумажными льготными талонами, а карточкой с определенным числом поездок в месяц.