К следующему Дню Победы доехать до прохоровской «Звонницы» и музея-заповедника можно будет по новой четырехполосной дороге. Софинансирование из федерального бюджета на полную реконструкцию этой трассы Белгородская область получила к строительству музея «Битва за оружие». Обновление дороги ведется ускоренными темпами.
В обычной практике дорожного строительства проложить 26 километров в четыре полосы всего за четыре месяца – задача почти невыполнимая. В среднем на это нужен год. Чтобы ускорить работу вдвое, нужны инновационные решения, и у подрядчиков «Белдорстрой» и «Строймагистраль» они есть.
Например, импактер уплотняет землю не только своей массой, но и ударной силой. Бьет импактер так, что, находясь даже в 20 метрах от него, ногами чувствуются мощнейшие импульсы. С ним в паре работают игольчатые катки, которые эффективно уплотняют землю за счет выступов. Такая группа современных прессующих установок работает в среднем на 30 % быстрее обычных грунтовых катков.
Подрядчики прокладывают дорогу не по плодородному чернозему. Белгородское черное золото снимается и вывозится в грунтовые резервы. Первый дорожный слой – песчаная подушка. Здесь тоже применяются нестандартные решения.
Перед уплотнением песок нужно сначала разровнять, обычно этим занимаются грейдеры. Но чтобы ускорить процесс в два раза, на работы выставлены асфальтоукладчики. Мокрый песок уплотняют катки, дальше идет щебень. Грейдеры ровняют его вдвое с помощью новой 3D-системы и GPS-навигации.
«В компьютер автогрейдера загружаются отметки, которые нужно получить на этой проезжей части. Грейдер отслеживая свое местоположение в пространстве, сам регулирует положение ножа», – рассказал заместитель генерального директора по производству ООО «Белдорстрой» Андрей Гутенев.
Без 3D-системы отметки на дороге приходилось бы устанавливать вручную. Положение ножа грейдера раньше тоже регулировал машинист, теперь – компьютер.
Раньше дорожники укладывали два слоя щебня, сейчас он только один. Вместо второго – асфальтограннулобетон. Этот материал на 90 % состоит из старого асфальтового покрытия.
Верхняя часть дороги – это финальные три слоя асфальта, но на участках, где уже нанесена временная разметка, лежит только два, что уже допустимо для эксплуатации. Именно так дорога встретит 9 мая 2020 года, и уже после будет уложен третий слой на всех 26 километрах.
Трасса Яковлево – Прохоровка – Скородное строится за счет регионального и федерального бюджетов. В готовом виде эта четырех полосная дорога будет иметь вторую категорию, выше только у автомагистралей.