Вопрос о строительстве торговых центров стал ключевым на недавнем градостроительном совете.
Уже не первый год Белгород в лидерах общероссийских рейтингов по числу крупных торговых центров. В 2019-м мы заняли 5-ю строчку. На тысячу жителей было свыше 400 квадратных метров торговых площадей, а это маленький сквер. К сравнению, от Питера, многомиллионника, нас отделяли только лишь 50 квадратных метров.
То, что еще лет 10 назад было благом, сейчас в переизбытке. Красноречивее всего негативные комментарии в социальных сетях.
Сейчас в Белгороде более 50 крупных торговых центров. Улица Богдана Хмельницкого: на два километра протяженности – 8 крупных объектов недвижимости. Улица Щорса: на 4 километра – 19.
«Норматив по Белгороду составляет 868 квадратных метров торговой площади на тысячу жителей. На сегодня обеспеченность торговыми объектами составляет 1 200 квадратных метров. То есть норматив несколько превышен», – рассказал начальник управления по развитию потребительского рынка Белгородской области Станислав Свечкарь.
Ради эксперимента мы вышли к Центральному рынку Белгорода, чтобы посчитать сколько здесь в шаговой доступности торговых центров. «Гостиный двор», ТЦ «Пассаж», ТЦ «Винсент» и огромный универмаг «Белгород», а с противоположной стороны Центрального рынка совсем недавно открыли еще один. Его площадь более 20 000 квадратных метров, но вопрос: не будет ли он пустовать?
Современный торговый центр «Модный бульвар» построен еще в 2008-м, но даже сейчас далеко не все площади заняты.
Зачем возводить торговые центры, если в городе уже есть долгострои – тысячи пустующих квадратных метров? У спортивного комплекса Светланы Хоркиной и на улице Чапаева. Архитекторы всерьез тревожатся за городскую среду, если ее продолжат застраивать, последствий не избежать.
«Застройка и так высокоплотная, она многоуровневая, складывалась на протяжение многих лет. И свободных участков нет, это будут участки, которые сейчас сохранившиеся скверы, а они нужны жителям города», – прокомментировал заместитель главного архитектора Белгорода Андрей Синегубов.
Но альтернатива у инвесторов есть – это промзоны, районы ИЖС и многоквартирные массивы на въезде в Белгород.
«Цена входного билета в проект гораздо ниже, это не многоэтажная застройка, и площади торговые совсем другие, меньше. Плечо окупаемости, конечно, дольше, но проект может быть успешным, если учитывать нюансы. Фирма, которая строит, должна четко понимать, что туда разместит: какие-то кафешки, аптеки, магазины. И тогда проект принесет хороший доход», – пояснил директор строительной компании СТФ Александр Хопин.
Где выбрать место? За примером далеко ходить не нужно. Жилой район «Новая жизнь» на 25 домов и почти 2 000 семей – всего два продуктовых, одна аптека и куча пустых арендных площадей. Даже строить ничего не нужно. А если речь идет о микрорайонах ИЖС, то там инфраструктура нужна, как воздух.