Несмотря на самоизоляцию, коронавирус объединил людей по всему миру, объединила вера в то, что все будет хорошо. «Мир Белогорья» уже связывался по скайпу с белгородцами, которые сейчас живут и работают в Англии и в Армении. Сегодня на очереди Норвегия. Наша бывшая коллега Елена Витохина сейчас находится в городе Драммэне. Она рассказала, какова ситуация с коронавирусом там и что предпринимают власти.
Мы уже сидим 19 дней на карантине. Это значит, что мы можем выезжать за продуктами, можем гулять по пять человек (семьи это не касается) и можем гулять в лесу. В принципе у нас открытые продовольственные магазины, аптеки, другие магазины первой необходимости, но основная часть населения сидит дома. 19-й день – это довольно сложно, потому что люди ограничивают общение друг с другом, а так как норвежцы – народ законопослушный, очень часто можно наблюдать картину, что прогуливаются люди и они разговаривают друг с другом на расстоянии 2-3 метров.
Меры были приняты после первого умершего человека. Произошло это 12 марта. На сегодняшний день у нас 34 человека погибли от этого вируса, более 4 тыс. людей болеют и 300 человек находятся в больнице. 97 из них у нас находятся под аппаратами искусственного дыхания.
Норвежцы сами по себе – народ законопослушный, все хотели ввести меры даже побыстрее, до первого умершего человека, поэтому отреагировали очень положительно и все честно сидят дома. Возможно, какая-то молодежь может нарушать, но сейчас улицы Осло и других городов полностью опустели, и смертность, получается, у нас снизилась. Если мы посмотрим на соседнюю Швецию, то у них показатель смертности в два раза выше. Но они на карантин не садились. Писали про Москву, что сейчас москвичам нельзя выходить из дома. Считают, что это в принципе правильно. У нас сейчас больше обсуждают Швецию, которая не хочет садиться на карантин.
Я думаю, что карантин обязателен, что сейчас главная задача – предотвратить широкое распространение вируса. Сейчас каждый человек может стать маленьким героем на диване, может спасти чью-то жизнь, посидев дома, понять, что это действительно проблема, а не мемы в интернете. Все могут объединиться и все могут помочь друг другу. Потому что если сейчас мы не примем меры и не посидим – это не так трудно – посидеть дома, почитать книжку, потом ситуация может быть хуже.
Я поддерживаю связь со своей мамой, со своими друзьями. Они себя чувствуют хорошо. Наверное, моя мама первая в Белгороде начала носить маску, потому что я постоянно говорила: «Мама, это серьезно, нужно обязательно не паниковать, не ходить по общественным местам. Мама, побереги себя». Я надеюсь, что каждый человек понимает, что это наши родственники и, возможно, это вирус более пожилых людей, но мы должны позаботиться о них тоже сейчас.
* * *
Как видим, меры, которые принимаются в России против коронавируса, адекватны и своевременны. Подтверждение тому – опыт других стран. И самое главное, что мы сейчас можем сделать, – это не делать ничего. Просто оставайтесь дома, возможно, так вы спасете не одну жизнь.