Сегодня, 5 июня, отмечается праздник всех российских защитников природы и специалистов по охране окружающей среды. Специально к этой дате примерим на себя профессию сборщика коммунальных отходов. Сергей Шрамко на один день погрузился в профессию сборщика коммунальных отходов и обнаружил, что она сложнее, чем кажется. В составе бригады он объехал Шебекинский округ, поработал на выгрузке баков в многоэтажках, на разборе мусорных завалов в частном секторе и при выгрузке на полигоне.
Александр Котельвин – водитель мусоровоза с 20-летним стажем. Перед выездом обязательный медосмотр: градусник, тонометр, алкотестер. Это занимает пять минут. Печать и роспись медсестры в путевом листе, который водители с самого утра получают у диспетчера, означает «К работе допущен». На маршруте в бригаде с Александром два грузчика. В 8 утра они уже экипированы и готовы к старту.
В путевом листе и центр города Шебекина с многоэтажками, и частный сектор округа с несколькими селами. Ручной труд сменяет механика. Подъемный механизм мусоровоза работает следующим образом: с помощью системы рычагов зависимости от уклона дороги можно зафиксировать машину, приподнять или опустить кузов. Другие отвечают за захват и переворот бака.
Этому мусоровозу около года. Главное его преимущество – пульт управления режимами работы пресса. Он запускается одной кнопкой. Для такой работы мало иметь права категории C, но и умение управляться с каждой кнопкой, каждым рычагом. Новички обязательно проходят стажировку.
В частном секторе приходится много работать руками. Машина медленно двигается по району и собирает мешки с мусором. На некоторых участках маршрута мешки друг за другом буквально через 10-20 метров, у каждого дома. Для частного сектора у современного мусоровоза есть одно техническое новшество – система видеонаблюдения.
«Впереди камера и сзади. Ребята мне показывают кирпичи, строительный мусор. Мы его не берем! Зачем это, чтобы угробить установку? Для этого у нас есть специальный ломовоз, он ездит, который убирает строительный мусор», – пояснил Александр Котельвин.
Также видеофиксация на случай необоснованных жалоб. Задняя камера фиксирует, что мусор убран. Работа в черте города заканчивается в первой половине дня. При этом сотрудники ЦЭБ преодолели около 40 километров.
После обеда сборщики коммунальных отходов вновь отправляются на маршрут. По сёлам – это самый сложный и неприятный участок. В некоторых населенных пунктах, как в Вознесеновке, например, люди часто просто вываливают неупакованный мусор, а порой еще и траву, ветки, стройматериалы. В итоге появляются мини-свалки, которые разбирают мусороперевозчики. К счастью, в большинстве сёл всё, как надо, – аккуратно сложенные пакеты.
Итого 95 км по маршруту за одну смену. Плюс дорога на полигон города Шебекина. Здесь автоматизированная система контроля. Очереди из мусоровозов нет.
«Они заезжают на весовую платформу, оборудованную двумя камерами видеонаблюдения, которые в автоматическом режиме считывают госномер автомобиля, и, соответственно, диспетчер понимает, что это была за бригада. После разгрузки происходит повторное взвешивание, после чего в автоматическом режиме данные передаются в Центр экологической безопасности», – рассказал руководитель полигона захоронения отходов Шебекина Александр Песчанский.
Здесь же водитель сдает акт выполненных работ – он заполняется в течение дня. В документе прописаны улицы, на которых забирался мусор, и количество собранных с них кубов. В итоге взвешивание показало, что бригада за смену собрала 6 тонн мусора. В среднем же эта цифра составляет около 9 тонн.
Путевой лист сдается на утро при получении нового. В конце рабочего дня остается, как следует, помыть машину. После ее капитально продезинфицируют хлорным раствором.
«За 10 часов в роли сборщика мусора я избавился от нескольких стереотипов. Мусорщик, это не тот, кто просто приехал, закинул мешок и был таков. Да, необходима хорошая физическая форма. Но порой нужнее терпение. А еще это труд с использованием современных технологий, требующих особых навыков. И организованности, внимательности, аккуратности. Кроме того, это неплохо оплачиваемая, а главное, нужная работа», – подвел итоги эксперимента корреспондент Сергей Шрамко.