В Новооскольском округе массово погибли пчелы. Пасечники остались без прибыли. Мор насекомых начался еще в конце июня. Фермеры обращались в разные инстанции с просьбами о помощи. В том числе разбирались с ситуацией в Белгородской межобластной ветеринарной лаборатории.
Михаил Стефюк 13 лет назад приехал в Ольховатку. За это время успел не только дом построить, но и сад посадить, и самое главное организовать стабильной доход для своей семьи. Всю душу вложил в свою пасеку. Даже ульи делает сам. И мёд у него получался высшего сорта. Но в этом году на большой урожай он уже не рассчитывает.
«У меня 90 семей, я телегами убирал мор. Это примерно 3,5-4 тонны не скачаю меда», – рассказал Михаил Стефюк.
Массовый мор пчел в Новооскольском округе начался еще в конце июня. Пострадали пасеки в районе десятка сел. Убытки пчеловоды оценили в сотни тысяч и обратились в межобластную ветлабораторию для выяснения причины. В лабораторию поступи исследовали подмор, который принесли пасечники. Согласно заключению, у насекомых обнаружены остаточные количества действующих веществ пестицидов.
«90 % образцов подмора имело фебронил в тех или иных концентрациях. Он относится к особо токсичным веществам. Подтверждается высокая токсичность. Почему мы можем сделать вывод, что это фебронил? Он был обнаружен во всех образцах, которые давали пчеловоды – это поля: горчица, рапс, соя. Люди приносили побеги, и мы обнаружили там значительную концентрацию фебронила, то есть 100 % обрабатывали этим веществом», – пояснил инженер-химик Белгородской межобластной ветеринарной лаборатории Федор Яковчук.
Таким образом, поля в пределах лета пчел обрабатывались пестицидами. Как сообщили в департаменте АПК, согласно СанПиНу, аграрии обязаны предупреждать пчеловодов об обработке полей вблизи их пасек за три дня, чтобы фермеры успели изолировать пчел. Почему же этого не сделали, предстоит разобраться.
«Мы соберем те территории, где есть заявления, где подтверждено. Либо они договариваются между собой, товаропроизводители и пчеловоды, либо они имеют право обратиться в суд с данными лабораторными исследованиями, и их, конечно, заставят ущерб выплатить», – сказал заместитель начальника департамента АПК – начальник управления развития отраслей АПК Александр Гончаров.
Но на выплаты могут претендовать только те, кто имеет официально зарегистрированное хозяйство. Сегодня новооскольские пчеловоды понесли ущерб не только из-за чьей-то ошибки или халатности. В СанПиНе прописан весьма специфический регламент оповещения о применении химикатов – через СМИ или просто щитом-табличкой на поле.
«Зачастую пасечник не информирует землепользователя о том, что он выехал за пределы со своей пасекой и находится в непосредственной близости полей, на которой проводятся обработки, а аграрии зачастую не информируют, что они будут проводить какие-то обработки. В 2011 году у Россельхознадзора и Минсельхоза забрали полномочия по надзору за регламентами применения средств защиты растений. Это ошибка, на сегодняшний день эффективного надзора за регламентами применения средств защиты растений в принципе нет», – пояснила руководитель управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Белгородской области Татьяна Аушева.
Поэтому выход в такой ситуации один – аграриям и пчеловодам договариваться между собой.