Белгородский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), расположенный в Строителе, с начала года находится в простое. В отношении его собственника Олега Майорова сейчас расследуется уголовное дело о невыплате зарплаты. Сотрудники не получали ее около восьми месяцев, под сокращение попали 116 человек, последние работники были уволены с завода в начале июля. Руководство области принимает все возможные меры, чтобы трудоустроить бывших сотрудников предприятия. Свежие данные: из полусотни обратившихся в центр занятости половине уже помогли найти новые рабочие места. Тем не менее долги по заработной плате так и не выплачены.
Трудоустройством бывших работников нефтеперерабатывающего завода занимаются и Белгородское рекрутинговое агентство, и центр занятости населения. В последний с момента волны увольнений уже обратилось более полусотни человек. В списке пострадавших и Елена Малыхина, бывший помощник гендиректора завода. Теперь она менеджер по персоналу на одном из предприятий Строителя.
«Сначала сама подыскивала, но несерьезно, скажем так. Все-таки надеялись, что работать будем, до последнего надеялись. Но потом уже в апреле нам сказали, что денег не будет, ищите официально новую работу и увольняйтесь. И тогда я уже обратилась в центр занятости. Откликнулись, конечно, сразу», – рассказала Елена Малыхина.
Из полусотни обратившихся в центр занятости трудоустроена половина, еще семь человек получат новое место работы буквально на днях.
«Для всех остальных по банку вакансий проведена индивидуальная работа. Для каждого сотрудника подобраны необходимые вакансии в соответствии с профессией, зарплатой, территориальной принадлежностью, т. е. ведется индивидуальная работа с каждым гражданином, уволенным с нефтеперерабатывающего завода», – пояснила заместитель начальника управления по труду и занятости населения Белгородской области Анна Бадо.
Пока региональная власть оказывает помощь в трудоустройстве, следственный комитет ведет расследование по невыплате заработной платы.
«Расследуется уголовное дело, возбуждены материалы в прокуратуре Яковлевского района по статье 145.1 УК РФ в отношении директора предприятия. В настоящее время проводятся проверочные мероприятия. Задолженность по заработной плате в соответствие со статьей 22 ТК РФ обязан выплачивать работодатель», – рассказала прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Белгородской области Галина Лысак.
Общая сумма долга перед сотрудниками – более 13 млн рублей. В ходе исполнительного производства приставы неоднократно брали объяснения от генерального директора завода и предупреждали: неисполнение решения суда влечет за собой уже уголовную ответственность. Ситуация оказалась практически тупиковой: должник неплатежеспособен.
«У должника отсутствует иное движимое и недвижимое зарегистрированное имущество, расчетный денежный счет недействующий, нет движения. Кроме как имущества, находящегося на территории организации, больше ничего нет. Выявили это имущество, наложили арест, будем передавать на принудительную реализацию. Оно будет реализовано, денежные средства перечислены взыскателям. Только лишь должник согласно решению суда может погасить данную задолженность», – отметила начальник отдела – старший судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Белгородской области Екатерина Стучок.
Эту ситуацию могла бы разрешить процедура банкротства завода. В этом случае бы контролировал и отвечал за выплату всех долгов уже подконтрольный власти арбитражный управляющий. Только тогда была бы четкая схема выхода из долговой ямы. Но инициировать процедуру банкротства по закону может только либо само юридическое лицо, либо соучредители, либо трудовой коллектив.
«Есть закон, который регулирует порядок признания лица банкротом. Орган власти в нем участвует опосредовано, он может лишь в дальнейшем контролировать действия арбитражного управляющего, но он не может принимать решение о направлении тех или иных денежных средств, потому что государство распоряжается средствами, которые есть в бюджете. В Бюджетном кодексе отсутствует основание для перечисления денежных средств в счет возмещения задолженности перед конкретным юрлицом. Ни прав, ни обязанностей у государства сделать это нет», – прокомментировал адвокат Андрей Дроздов.
Все, что пока может в сложившейся ситуации региональная власть, – это гарантировать уволенным с завода сотрудникам трудоустройство. И эти гарантии выполнены будут.