Какие меры ответственности нужно ввести за пьяную езду, чтобы отвадить от руля нетрезвых водителей? Сейчас такая дискуссия идёт в правительстве. С инициативой ужесточить наказание злостным автонарушителям выступил вице-премьер России Марат Хуснуллин. МВД, Министерство юстиции и Министерство здравоохранения разрабатывают новые меры ответственности. Кроме того, повторных нарушителей хотят лишать прав пожизненно.
Машину болтает по полосе, маневры нелогичны, нередко цепляется и встречка – всё это признаки пьяных водителей, аварии с участием которых, как правило, имеют самые страшные последствия.
Нетрезвый шофёр седана в Губкинском городском округе влетел в большегруз, водитель которого, к счастью, не пострадал. Травмы только у нарушителя.
В Шебекинском округе пьяная женщина на легковушке потеряла полосу на трассе. Результат – столкновение с машиной со встречки, повреждения у обоих водителей и трёх пассажиров.
Фатальный пример в том же муниципалитете. Хэтчбек водителя навеселе не прошёл проверку на прочность. За решение сесть пьяным за руль автолюбитель заплатил жизнью, травмы и у пассажирки легковушки.
Три разных аварии и одна ошибка. Хотя, судя по статистике, многие автолюбители не видят проблемы в пьяной езде.
С начала года в регионе по вине нетрезвых водителей совершено более 80 ДТП, в которых погибло 16 человек, более сотни получили травмы.
Почему всё равно находятся те, кто садится за руль после застолья? Всё дело в легкомыслии, поиске новых острых ощущений и влиянии алкоголя или наркотиков на нервную систему.
«Человек очень быстро и не очень обдуманно принимает решения, касающиеся своей жизни. Становится самоуверенным, переоценивает свои возможности. На самом деле, контроль над ситуацией на дороге и за своими действиями существенно замедляется», – отметила заместитель главного врача по медицинской части Облнаркодиспансера Елена Аносова.
Всё от того, что сильно замедляется сообщение между корой головного мозга и мышцами. Риск ДТП не особо волнует пьяных водителей, зато освежает и возвращает на землю жезл госавтоинспектора.
Полицейские контролируют автотрафик региона круглосуточно. Инспекторы работают как в свободном патрулировании, так и цепляют машины из потока. Если движение слабое, к примеру, ночью, стараются проверять каждый проезжающий авто.
В этом году по региону сотрудниками ГИБДД поймано более 3 500 водителей подшофе. Нетрезвые за рулём попадают под административные наказание: лишение прав до двух лет и штраф 30 тысяч рублей.
От освидетельствования на месте потенциальный нарушитель может отказаться или не согласиться с его результатами. Тогда будет предложен тест в медучреждении, игнорирование которого равно автоматическому признанию вины.
Кроме того, не до всех доходит с первого раза. С начала года более 400 водителей попались на повторном нарушении – это результаты как повседневной, так и рейдовой работы.
«Ориентировки всё равно остаются в памяти, смотрим машины, которые оформляли. Тут уже останавливаем 100 %, в любом случае», – рассказал командир второго взвода первой роты ОБ ДПС по Белгороду Денис Стадницкий.
Таким любителям адреналина грозит уголовная ответственность. Вот, некоторые пункты: штраф от 200 до 300 тысяч рублей, принудительные работы или тюрьма до двух лет.
Уголовная ответственность грозит и в случае неподчинения полицейским, если нарушитель окажет сопротивление или попытается скрыться. Но, это происходит нечасто.
«Убегают очень редко, дают оценку своим действиям сразу. Считаю это правильным, дабы избежать дополнительных ДТП и пострадавших», – рассказал инспектор второго взвода первой роты ОБ ДПС по Белгороду Сергей Шамрай.
Пьяная езда, повлекшая тяжкие травмы пострадавших или смерть в ДТП, также наказывается лишением свободы.
Сказать, что сегодняшние меры ответственности работают, однозначно нельзя. К примеру, в прошлом году каждая десятая авария в России была с участием пьяных водителей. Кратко сравним наше законодательство с зарубежным опытом.
В Канаде допустимая доза алкоголя в крови водителя – 0,8 промилле. Минимальное наказание за вождение в нетрезвом виде – штраф от 1 000 долларов, в рублях это больше 70 тысяч. Если по вине пьяного в аварии погиб человек, наказание – пожизненное заключение.
По части штрафов интересный подход в Японии: платит не только нетрезвый водитель, но и все пассажиры, которые находились в салоне автомобиля или автобуса.
В Белоруссии среди прочих мер практикуется конфискация транспортного средства.
Сейчас в правительстве России разрабатывают новые меры уголовной ответственности, принимая во внимание степень опьянения. Сейчас наказывают за сам факт употребления алкоголя или наркотиков за рулем. Кроме того, повторных нарушителей хотят лишать прав пожизненно. Мнения федеральных экспертов по поводу возможных нововведений уже разделились.
«Ни к чему хорошему эта вся песня не приведёт», – заметил почётный адвокат России, вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.
Наоборот за ужесточение выступил сенатор Александр Башкин.
«Тем, кто будет критиковать инициативу, надо направить стрелы своего недовольства на тех водителей, которые, несмотря на существующие санкции, продолжают ездить нетрезвыми за рулём», – сказал член Совета Федерации от Астраханской области Александр Башкин.