Братская могила в селе Береговое Прохоровского района появилась летом 1943 года. Сюда же после войны перезахоранивали останки воинов, погибших в окрестностях. Установлено 606 имён. Но вот одна фамилия, которую внесли на памятные плиты всего несколько лет назад, могла остаться неизвестной. Вернула имя из небытия внучка солдата.
Дед белгородки Людмилы Мирошниковой – Михаил Михайлович Казанков ушёл на фронт и не вернулся. Ни похоронки, ни известия о без вести пропавшем. Уже после войны в селе поговаривали, что видели его далеко от родного дома, живым и невредимым. А семья жила в неведении. И только спустя почти 80 лет Людмила выяснила, что Михаил Казанков погиб под Прохоровкой в декабре 41-го.
«Я познакомилась на улице с женщиной, которая рассказала о своей семье, и я с ней просидела почти три часа и слушала чужую историю. Я пришла домой и вдруг выясняю, а я о своих дедушках ничего не знаю», – поделилась поисковик-волонтёр Людмила Мирошникова.
После этой встречи Людмила Мирошникова занялась своим семейным расследованием. Начала с электронной базы данных погибших и пропавших без вести. Совпадений было много, но поиску это не помогало. Сопоставив данные, установила, что в списке безвозвратных потерь в фамилии Михаила Козанкова не дописали последнюю букву. На беду закралась ошибка и в данные его супруги, поэтому похоронка к ней не дошла.
«Нашли документы на деда, доказали, что они с бабушкой одной фамилии, что он здесь погиб. И имя деда было увековечено на братской могиле», – рассказала Людмила Мирошникова.
Это была первая победа над забвением. А дальше взяла списки всех, кто похоронен в одной могиле с дедом. Сверила данные и разыскала несколько семей из Израиля, Киева, Рязани и Москвы, которые тоже не знали, где захоронены их фронтовики. В большой поисковой работе встретила единомышленника – Анатолия Антонюка из села Шопино Яковлевского округа. В своём саду он наткнулся на металлическую табличку.
«Там было написано: «Гвардейцы-истребители пали смертью храбрых в бою с фашистскими танками 20 марта 1943 года и 14 фамилий», – поделился Анатолий Антонюк.
Останков не нашли. Оригинал таблички с именами хранится в Прохоровском музее. А вот родных восьми из 14 гвардейцев Людмила Мирошникова помогла найти. Родственникам отправили горсти земли с места гибели бойцов, а в Шопино недалеко от места, где нашли табличку, установили стелу с именами всех героев.
Следом начали кропотливую работу по Терновскому поселению. Изучают донесения о потерях по каждому дню боёв, сверяют их с фамилиями на обелисках, ищут родных. В соцсетях Людмила пишет всем однофамильцам старшего возраста из города, откуда призывались солдаты.
«На каждую фамилию есть 50 человек, значит пишу всем, сто – значит сто. Я теперь знаю, что могут быть в списках, но не увековечены, ошибки в фамилии, ошибки в адресе, всё может быть», – рассказала Людмила Мирошникова.
В работе у Людмилы сегодня почти тысяча имён. Архив – стопки рукописных тетрадей с данными бойцов, копии фотографий и документов, письма от благодарных родственников. Среди них и семья красноармейца Вахаба Юльчиева из Узбекистана.
Сегодня, волею судьбы, его внучатый племянник Эмир Юсупов учится в Белгороде. Его дед до последнего дня надеялся отыскать могилу старшего брата. Теперь известно, что солдат Вахаб Юльчиев пал смертью храбрых, защищая яковлевскую землю.
«Очень такие светлые чувства наполнили меня, потому что мой дедушка ушёл из жизни, так и не найдя своего брата, теперь благодаря Людмиле Мирошниковой можно сказать, что миссия закончена», – поделился Эмир Юсупов.
Фамилия Вахаба Юльчиева появится на памятных плитах братской могилы в селе Терновка. В том самом месте, за которое солдат из далёкого Узбекистана отдал свою жизнь.
За пять лет совместной работы Людмиле Мирошниковой и Анатолию Антонюку удалось вернуть из небытия три с половиной сотни имён, не увековеченных до этого на мемориалах Яковлевского округа. Они продолжают свою миссию – поиск длиною в жизнь.