Белгородская область первой в стране завершила работы по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». В программе на 2019-й были 107 магистралей, почти 140 километров дорог в городах и селах региона, 1,7 млрд рублей вложений из федерального и областного бюджетов. И это только по нацпроекту. «Мир Белогорья» проехал по нескольким объектам, спросил мнение водителей и пешеходов, взял комментарии у подрядчиков и представителей общественного контроля, спросил у муниципальной власти, что было сделано для того, чтобы сроки были соблюдены, а дороги служили максимально долго.
Проспект Богдана Хмельницкого – главная транспортная артерия Белгорода. Участок федеральной трассы «Крым» пересекает город с севера на юг, связывая большинство важных магистралей. Ремонтировать «Богданку» всегда сложно из-за огромного трафика. Любые дорожные работы – дополнительные пробки. У подрядчиков была задача сделать эту магистраль в минимальные сроки и с максимальным качеством.
Именно качество работ здесь проверяли федеральные эксперты – участники проекта «Дорожная инспекция ОНФ. Карта убитых дорог» Общероссийского народного фронта. Белгород был 33-м городом в их маршруте. С помощью ретрорефлектометра оценивались световозвращающие качества разметки. Чем выше показатели, тем выше безопасность движения.
«Показатели: коэффициент световозвращения – 323 единицы, световозвращение – 179. Это нам говорит о том, что для данной категории дороги все нормативные требования выполнены. Мы видим, что здесь дорожная разметка по нормативным показателям проходит с хорошим запасом», – рассказал эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ. Карта убитых дорог» Иван Алексеев.
ОНФ отмечают и качество оснащения пешеходных переходов: искусственные неровности, знаки, зебры. Безопасность дорог – ключевой показатель нацпроекта.
На улице Князя Трубецкого ремонт дороги закончился в середине июня, и водители уже успели ее оценить. Опрос водителей показал, что они обновленным дорожным полотном довольны. Подрядчик дает гарантию 10 лет – это вдвое больше норматива. Дело в особом составе трехслойного покрытия: полимеры с сочетании с высокопрочным щебнем.
«В нижнем слое мы применяем специальную модифицирующую добавку – так называемый резиновый термоэластопласт, который увеличивает прочностные функции асфальтобетона, его пластичность, его сопротивляемость к сжатию, износу и так далее. А в верхнем слое мы применяем полимерное битумное вяжущее. И это также увеличивает срок службы», – пояснил генеральный директор ГК «Автодорстрой» Владимир Кузнецов.
Дорожники справились с основными работами меньше чем за месяц. Однако приступили к ним только после того, как на Князя Трубецкого поменяли теплосети. Коммунальщики зашли на участок в начале апреля, понимая, что от их работы зависят сроки дорожников.
«Мы действительно отслеживали его посуточно, то есть мы не ждали, пока они закончат свои работы, нет, мы шли по участкам. Как только они один квартал заканчивали, мы туда приходили с обратной засыпкой, и мы им все время дышали в спину», – пояснил Владимир Кузнецов.
Высмеиваемая годами российская традиция в кавычках сначала делать дорогу, а потом перекапывать ее, чтобы поменять трубы, была нарушена. Белгород доказал, что можно работать иначе. Мэр города Юрий Галдун уверен: главное – грамотное планирование и комплексный подход. Сроки и фронт работ рассчитывали его зимой.
«Вначале 19-го провели работу со всеми представителями инженерной инфраструктуры. Выяснилось, что, где, когда у людей была проблема с инженерными сетями, коррелировали, синхронизировали. В результате сегодня даже здесь, на Князя Трубецкого, ничто не мешает эксплуатировать эту улицу в течение 15 лет, без проведения работ по инженерной инфраструктуре», – отметил глава администрации Белгорода Юрий Галдун.
В Губкине в нацпроект вошел ремонт 6 километров городских и сельских дорог. Общая сумма затрат – почти 122 млн рублей. В окружном центре дорожное полотно обновили на главных магистралях города – улицах Космонавтов и Фрунзе, где расположены детские сады, скверы, магазины. Фронт работ – 1,5 км. Взялись за дело 10 апреля, закончили уже через два месяца. Скорость качеству не помеха, уверяет подрядчик.
«Да, два этих понятия можно совмещать. Скорость напрямую зависит от времени работы. На данной дороге мы работали в две смены, иногда задерживались частично в третью смену. Хотелось бы даже иногда работать и круглосуточно, но так как это жилой сектор, спальный район, это не совсем комфортно для жителей», – рассказал главный инженер МУП «Автодор» г. Губкина Алексей Чуев.
В Яковлевском округе в нацпроект вошли 17 дорог. 15 июня все работы были завершены. Самые масштабные велись на главной четырехполосной магистрали Строителя – улице 5-го Августа.
«Данная дорога была выбрана в связи с тем, что по ней проходят основные транспортные потоки, в том числе и пассажирский транспорт. На территории Яковлевского городского округа отремонтировано дорог протяженностью более 16 километров на общую сумму порядка 105 млн рублей», – отметил исполняющий обязанности заместителя главы администрации по строительству, транспорту, ЖКХ и системам жизнеобеспечения Денис Твердохлебов.
Качество работ подрядчиков определяется не только современными материалами. Главное – прописанная в договоре ответственность. Гарантийные обязательства – до 10 лет без ямочного ремонта. При возникновении дефектов полотна в оговоренные сроки подрядчик обязан устранить нарушения за свой счет.