Спустя 76 лет участники отряда «Поиск-97» Псковской области нашли останки летчика Андрея Марадудина и доставили их на малую родину. Теперь они покоятся в братской могиле села Вознесеновка Шебекинского округа.
У этой братской могилы своя история. На памятной табличке надпись: «Героям-танкистам 27-й гвардейской танковой бригады, погибшей в боях за освобождение Шебекинского района». Этих солдат перебросили сюда весной 43-го после Сталинграда. В Вознесеновке они находились около трех месяцев: готовились к Курской битве, принимали пополнение. Местные жители их встретили тепло. Прощаясь с ними, многие танкисты понимали, что идут в свой последний бой, поэтому между собой договорились: тех, кто погибнет, хоронить здесь, в том самом месте, где они словно побывали дома.
Танкисты 27-й бригады исполнили просьбу боевых товарищей. Так и появилась в Вознесеновке своя братская могила, в которой покоится около 200 бойцов. Среди них три Героя Советского Союза. Уже в наше время увековечили и память жителей села, погибших на фронтах Великой Отечественной. Теперь здесь будет на одну фамилию больше. Благодаря псковским поисковикам летчик Андрей Марадудин вернулся домой.
Все, что было известно о судьбе летчика Андрея Марадудина, – это запись из книги безвозвратных потерь: «Сбит при выполнении боевого задания в Псковской области». Все эти годы местные жители знали, что где-то в Беляевском болоте лежит самолет Великой Отечественной. Но точное место падения никто указать не мог. Вокруг непроходимые леса и болота. Этим летом отряд «Поиск-97» нашел местного жителя, который помог сузить радиус поиска.
Командир поискового отряда Дмитрий Ершов вспоминает: это были одни из самых сложных поисков, работали на пределе возможностей. Но нашли то, что помогло установить имя солдата, – номерную часть фюзеляжа самолета, которая была передана в музей.
Родственникам Андрея Савельевича Марадудина псковские поисковики передали горсть земли с места его гибели. В том, что их солдат спустя почти 80 лет вернется домой, они уже и не надеялись. Внучка Ольга Кобзарева помнит, как в их семье ждали, надеялись и верили, ведь это была уже вторая похоронка на дедушку.
«У них было письмо – он пропал без вести. Оно пришло в начале войны, когда он еще был жив, а он погиб в 44-м. Когда приезжали сюда на каникулы, все время обсуждали, потому что самолет не нашли, он же не просто так погиб. Значит, он жив или в плену. Потом уже столько лет прошло, всё. Когда узнали – это просто шок был, как будто он погиб чуть ли не сейчас», – поделилась внучка Андрея Марадудина Ольга Кобзарева.
Вместе с Андреем Марадудиным в братской могиле села Вознесеновка перезахоронили останки еще 39 бойцов. Они погибли, защищая шебекинскую землю.