Белгородская компания GEOEXPERT разработала радиоволновой радар, который позволяет определить состояние почвы и дорожного полотна, не проводя для этого землеройных работ. Систему планируют использовать в ближайшее время при строительстве и контроле качества дорог.
Радар видит вглубь на 1,5 метра. При помощи радиолокации радар испускает волны, которые позволяют получить отраженный сигнал. С его помощью можно судить о возможных дефектах, толщине слоев, наличии дефектов или аномалий. Радиус обследования радарного блока составляет до полуметра, но он может быть и больше, если установить несколько таких устройств. Помогут рупорные ригельные антенны – передающая и приемная. У прибора есть GPS-привязка и трекинг на колесе, который считает каждый пройденный метр дороги в секунду. Также записывается видео самого сканируемого участка дороги. Все эти параметры исследования дорожного полотна проходят автоматическую обработку. В результате получается подробная 3D-модель.
Отметим, что начинали белгородские изобретатели с небольшой тестовой самоходной установки, которая исследовала грунт. Потом поняли, нужны новые масштабы и скорость. Так появился компактный авторадар. Два часа сканирования дорожного полотна обрабатываются за 20 минут. Скорость выше, качество лучше, если сравнивать с привычными методами проверки качества асфальтового покрытия. Для дорожников разработка белгородцев может стать настоящей находкой.
«На данный момент мы сотрудничаем с РосдорНИИ, с тем чтобы определить перспективы оборудования. Дорожникам это интересно. Системы, которыми они изучают покрытия, зачастую требуют взятия кернов, то есть по сути бурения, а это очень долго и затратно. Системы, которые меряют плотность дорожного полотна, тоже работают недостаточно быстро», – пояснил генеральный директор компании GEOEXPERT Вадим Станкевич.
Будущее как раз за радарными системами, которые могли бы предоставлять все информацию о качестве дорожного полотна в режиме реального времени, в любых погодных условиях. Ни туман, ни грязь, ни снег им не помеха. И исследование дорожного покрытия – лишь одно из направлений применения этой технологии.