В Шебекинском округе недавно нашли танк Т-34. Пока поисковики готовились его вытащить из грунта, корреспонденты «Мира Белогорья» попытались вытащить из небытия историю этой машины.
29 марта шебекинские поисковики подняли на поверхность башню танка Т-34, судя по конструкции, сваренную на сталинградском заводе. Она пролежала в земле 80 лет. Технику обнаружили благодаря подбашенной плите, которая застряла в верхних грунтах на глубине 20 сантиметров. Но из-за доступа кислорода её полностью съела коррозия. А вот башня увязла на глубине 2,5 метра в торфе, благодаря чему отлично сохранилась.
Танк прошёл немало сражений, об этом говорит количество перекрашиваний. Есть следы белой краски – значит машина принимала участие и в зимней кампании. Тактическое обозначение Л2 КС – привязка к 47-й танковой бригаде. А по надписям на броне понятно, что экипаж успел отличиться в боях.
Характер повреждений не позволяет однозначно сказать, при каких обстоятельствах техника была выведена из строя. Но у поисковиков есть предположение.
«Прицел загнут кверху, что говорит о том, что давление взрывной волны шло снизу вверх. Скорее всего, экипаж, заложив допзаряд, взорвал башню и танк, чтобы техника не досталась противнику», – предположил командир шебекинского поискового отряда «Обелиск» Юрий Кирик.
Звучит убедительно, учитывая, что в то время экипажу, бросившему рабочий танк, грозил расстрел. Больше подробностей расскажет серийный номер на корпусе машины, который пока что всё ещё в земле, на участке Андрея Головко.
В 42-м Белгородская область первой приняла на себя удар немецкой наступательной операции «Блау». Село Яблочково оказалось в гуще боевых действий. Проверяя архивы, поисковики обнаружили фотографии, сделанные в этих местах. Сыграла на руку немецкая педантичность – военные журналисты фиксировали всю подбитую технику.
На одной из фотографий хорошо различим Т-34 и корпус ещё одного танка, башню которого, возможно, и подняли поисковики. Неудивительно, что она ушла в землю так глубоко: в 42-м всё это было болотом.
80 лет назад на месте ржавых листов стоял многотонный мост, который служил единственной переправой для тяжёлой техники на много километров вокруг. При отступлении в июне 42-го советские войска взорвали его, чтобы задержать наступление противника.
«Эти два танка, по всей видимости, отстали и не знали, что мост здесь взорван, поэтому они и завязли, пытаясь обойти взорванный мост», – рассказал историк Виталий Писанков.
Годом позже, когда село освободили, один из танков увезли, остатки второго так и остались лежать в болоте, пока их не обнаружили поисковики. Имена командира и экипажа установят, когда на поверхность поднимут оставшуюся часть Т-34. А сам танк Победы восстановят, вернут былое величие, после чего боевая машина может стать центральным экспонатом шебекинского музея юнармии.