Ситуация с COVID-19 уже существенно изменила работу поликлинических служб региона. Стрессовые ситуации в пиковые нагрузки, очереди, жалобы пациентов и шквал звонков с вызовами на дом – всё это потребовало быстрых решений. Да, не всё еще получается, регламенты, стандартные для обычного времени не работают в режиме цейтнота и надо перестраиваться. В последние недели нагрузки в первичном звене экстремальные. За последние сутки 1,8 тыс. звонков только по областному центру, а раньше такое количество было запредельным даже для Белгорода и Старого Оскола, вместе взятых. Не уменьшаются и очереди в кабинеты неотложной помощи. Но медики стараются справиться с ситуацией.
В 07:45 водители поликлинической службы Белгорода стартуют от первой поликлиники на свои площадки за мобильными бригадами. К этому времени заявки на вызовы уже есть. Сегодня утром это 15 машин. Ежедневно доходит до 30. Своего штата из 23 экипажей поликлинической службе не хватает. Месяц назад на подмогу пришла горадминистрация.
«Они выделяют нам то количество машин, которое нам необходимо. Мне накануне заведующая поликлиники подает заявки и конкретно под узких специалистов, если есть необходимость такая, и, соответственно само количество машин, те машины, которые возят врачей по температурным больным, обрабатывают там же в поликлинике все», – рассказал заведующий гаражом городской поликлиники города Белгорода Юрий Новичихин.
В 4-м отделении поликлиники на выезд собирается мобильная бригада по работе с ковид-положительными. С собой врач и медсестра берут сменную одежду и медикаменты. В это же время к выезду к обычным пациентам готовится ординатор Александр Соколов. На момент съемки к 8 утра уже получил 9 заявок. На помощь 4-й поликлинике пришел госуниверситет, направив студентов-ординаторов. Сейчас от НИУ «БелГУ» 52 человека. Один из них – Александр Соколов. Для него это трудовая практика. И он уверен, что это только начало.
«Месяц как я уже на посту в связи с эпидобстановой. Пришел на подмогу в поликлиническое отделение № 4 для того, чтобы поддержать коллег и в сложившейся эпидобстановке поддержать пациентов... Самые разные вызовы в зависимости от возраста, от диагноза. Стараемся всех объезжать, всем помогаем, никто не ждет», – рассказал Александр Соколов.
У мобильной бригады широкий охват медицинских участков. В течение дня врач получает дополнительные заявки через мессенджеры. Сейчас в каждом из отделений есть несколько кол-центров для обычных пациентов и ковидных. Скоро заработает и единый для всей поликлинической службы Белгорода контакт- центр, он создан на базе первой городской. Оттуда операторы будут формировать заявки, а уже врачи увидят их на своих планшетах. Ничего не нужно будет писать вручную.
«Поступил вызов, и он сразу же адресуется врачу, кроме того, создание кол-центра позволит организовать на бригаду поступающие вызовы, уменьшив логистическую схему, то есть сокращая наше перемещение по городу. Очень часто бывает, что пациент находится сейчас на одном участке, доктор выехал туда, а вызов поступает в абсолютно другую часть города, и логическая схема построена так, чтобы маршрутизация осуществлялась с минимальными транспортными и человеческими потерями», – пояснила заместитель главного врача городской поликлиники города Белгорода по медицинской части Илона Сажко.
Главная проблема в самих поликлиниках – очереди. Максимальные – в утренние часы, к 8 утра. В начале осени были случаи, когда пациенты выстраивались еще до открытия на входе и ждали не один час своего приема в очереди на улице.
«Никто не ожидал визита более 400 человек к 8 часам утра, поэтому мы разводили людей в ручном режиме, принимали все. Ситуация была связана с наплывом диагностических исследований. Мы не были, наверное, готовы всем городом к тому, что начнется больше диагностироваться ПЦР-диагностика. Мы стали диагностировать больше, мы стали больше выявлять… Это было, наверное, по-хорошему появлением ожидаемой второй волны», – отметила Илона Сажко.
В 6-й поликлинике, чтобы развести потоки, открыли пять кабинетов неотложной помощи. Плюс один работает на закрытие больничных листов. Пациентов в регистратуре делят на экстренных с температурой и на тех, кто пришел на повторный прием или к узкому специалисту. Разные входы и выходы, термометрия и обработка санитайзерами, социальная дистанция, масочный режим.
По региону дефицит кадров в здравоохранении – 61 специалист, притом что в последнее время штат поликлиник и ЦРБ пополнили 27 человек.