Один из самых популярных музеев региона – белгородская диорама – сейчас закрыт на капитальный ремонт. Обновляется здание, все его помещения будут отреставрированы, включая знаменитое полотно. Но жизнь в диораме не остановилась. В субботу на ее открытой площадке – уличной экспозиции военной техники времен Великой Отечественной – установили новый экспонат – полномасштабный макет самолета-истребителя Ла-7.
Макет военной машины привезли в 9 часов утра. Части винта и крылья доставляли отдельно от фюзеляжа. Ла-7 – это боевая сила, успешно показавшая себя в последние годы войны. Истребитель был принят на вооружение весной 44-го и уже к ноябрю вытеснил с конвейера свою предыдущую модель. К концу Великой Отечественной на такие самолеты пересели многие именитые асы, к примеру, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Всего до конца Второй мировой было выпущено почти 6 тысяч единиц Ла-7.
Макет известной боевой машины уже красовался в открытой экспозиции диорамы. Но с годами, тем более всегда находясь под открытым небом, подобные экспонаты не становятся лучше.
«Здесь находился макет истребителя Ла-7, который был произведен в 1989 году в Харькове. Поскольку прошло уже более 30 лет, данный макет практически на 80 % потерял свою сохранность и реставрации не подлежал», – рассказал главный хранитель Белгородского государственного музея-диорамы Игорь Павленко.
Над новой моделью самолета пять месяцев работали белгородские авиаконструкторы. В областном центре есть небольшая компания, которая уже 16 лет занимается мелкосерийным выпуском легких самолетов, например, для обработки полей. Небо и летательные аппараты – то, чем живет коллектив. Так что с воодушевлением взялись даже за музейный экспонат.
Чтобы сделать макет максимально точным, белгородским конструкторам пришлось изрядно поломать голову. Несмотря на известность модели, детальных сведений о самой конструкции в наше время не так много. Внимательно изучали интернет и специальную литературу, просматривали различные фото, консультировались у московских коллег. Пригодилась даже информация и чертежи, найденные в необычном артефакте из прошлого.
«85-го года журнал «Моделист-конструктор» тоже нам очень помог. Повезло, что наш сотрудник сохранил этот журнал, и мы пользовались, конечно, его помощью очень сильно», – рассказал главный конструктор белгородской авиаконструкторной компании Олег Белов.
Модель выполнена из стали, стеклопластика, фанеры, различных композитных материалов. Монтаж отдельных частей конструкции выполнялся вручную. Конструкция рассчитана так, что крыло может выдержать 3 тонны снеговой распределенной нагрузки. При этом авторы проекта уверяют, что, несмотря на любую погоду, самолет не потеряет внешний вид ближайшие пять, а то и все десять лет.
«Обработка каркаса прошла лаком с алюминиевой пудрой, что отражает солнечный свет. И сверху покрытие – полиэфирные краски и также лак, который при высыхании уже устойчивый даже к химическим воздействиям», – пояснил генеральный директор белгородской авиаконструкторной компании Сергей Кривольцевич.
Новый экспонат музей-диорама официально откроет и представит белгородцам 4 августа, в канун Дня города. В этот же день музей отметит свой 33-й день рождения.