Жилищные кредиты по ставкам, близким к нулю, могут навредить покупателям, так как из-за этого стоимость квартир сильно увеличивается. Так считают финансовые власти страны, которые хотят усложнить такие сделки и снизить их популярность.
«Льготная ипотека от застройщика» стала особенно популярна в России в этом году на фоне санкционного кризиса, обвалившего продажи жилья. Чтобы вернуть покупателей, банки договорились с застройщиками: первые опускают ставки до минимальных значений, а вторые компенсируют им недополученную прибыль.
В итоге квартиры для покупателей становятся дороже на 20-30%. При этом на бумаге они получают практически бесплатную ипотеку. А по факту оказываются жертвами уловок находчивых маркетологов. Чем ниже заявленная в рекламе ставка, тем больше наценка в итоговой стоимости квартиры. При околонулевых ставках переплата может составлять треть стоимости жилья. Если в таком случае покупатель решит расплатиться досрочно, то просто подарит банку всю сумму переплаты, а это сотни тысяч рублей, иногда миллионы.
В Центральном банке посчитали, что в рамках таких псевдольготных программ от застройщиков в июне выдавалось почти две трети всей ипотеки на новостройки в стране. В итоге к августу средняя ставка на первичном рынке опустилась ниже 4%, тогда как ещё в январе была около 6%.
В Белгородской области ставки по ипотеке примерно соответствуют общероссийскому уровню. И, как и во всей стране, к концу лета спрос на квартиры в кредит у нас существенно вырос. В августе жители региона взяли свыше тысячи жилищных кредитов – в четыре раза больше, чем в апреле.
Сколько квартир куплено по завышенной стоимости, не уточняется. Но план борьбы с такой практикой в Банке России уже озвучили. Предполагается выявлять сделки по нерыночным ставкам и делать их менее выгодными для банков. А ещё принудить их раскрывать соответствующие детали договора покупателю, чтобы тот мог оценить, во сколько ему на самом деле обойдутся так называемые «льготные» проценты.