Академический хор Белгородской филармонии впервые принял участие в богослужении. Артисты выступили по приглашению настоятеля храма Сергия Радонежского в Старом Осколе и исполнили во время службы «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.
«Мы очень готовились, мы очень волнуемся, потому что это колоссальная ответственность. Это очень трепетное чувство… Мы надеемся, что наши сегодняшние песнопения получат отклик в душах прихожан», – рассказала главный дирижер академического хора Белгородской государственной филармонии Елена Алексеева.
Для артистов это другое ощущение Рахманинова, необычная акустика и новые духовные переживания. А в составе хора есть и священнослужители.
«На мой взгляд, это задумка очень хорошая, по всей России можно по пальцам пересчитать, кто исполняет именно «Всенощное бдение» Рахманинова за богослужением. Люди приходят послушать Рахманинова, но он звучит в стенах храма совершенно иначе. Он звучит, скорее всего, как он его задумывал», – считает артист академического хора Белгородской государственной филармонии дьякон Андрей Черепанов.
Многие русские композиторы писали церковную музыку. До революции было обычным делом услышать Глинку, Римского-Корсакова или Чайковского за богослужением. Даже заблаговременно объявлялось, чье произведение в какой церкви будут исполнять, и люди выбирали, куда пойти.
«Всенощное бдение» Рахманинова называют вершиной развития русской церковной музыки. Перед тем, как его написать, он изучал работы других композиторов. Слушал и разбирал музыку Чайковского и Кастальского. В итоге «Всенощное бдение» легло в русло строгой церковно-певческой традиции. Некоторые церковные напевы остались практически нетронутыми и оттого узнаваемые ухом даже совсем немузыкального прихожанина.
Пение молитв – это разговор с Богом в музыкальном обрамлении. А когда говорят такими великолепными голосами – это только побуждает человеческие души радоваться и благодарить творца.