Меняются стандарты общего образования, а вместе с тем и критерии оценки его качества. Какие показатели позволят судить о результатах? На эту тему два дня дискутировали участники экспертно-аналитического семинара, который прошел в Белгороде. В нем участвовали педагоги, ведущие специалисты, эксперты из многих областей Центрального федерального округа, а также представители Московского института проблем образовательной политики "Эврика". 18 апреля участники семинара рассказали журналистам о том, к каким выводам пришли и что в планах на будущее.
Новые образовательные стандарты в корне меняют весь уклад школьной жизни. Модернизация делает ставку не только на знания, умения и навыки, которые ученики традиционно получали на уроках, но и на достижение несколько иных результатов – это умение учиться, находить решение в нестандартной жизненной ситуации вне школьных стен, налаживать деловой контакт с людьми. И результаты эти предполагается оценивать наряду со знаниями основных дисциплин.
Заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" г. Москвы Роман Селюков отметил: "Показатели, по которым оценивают детей в школах, и показатели, по которым можно оценивать успешность человека в жизни, абсолютно не сходятся. Что важно в ситеме образования? Чтобы ребенок набрал 100 баллов в ЕГЭ или нести ответственность за то, что с ним происходить через 10, 12, 15 лет после школы, насколько он успешно социализируется, насколько он успешно реализует себя в профессии?.."
Однако новшества новшествами, но сегодня нет ни четкой системы, ни даже простого инструментария, с помощью которого можно было бы оценивать новые результаты качества образования. Участники семинара пришли к единому мнению: эта система должна выращиваться снизу, на уровне регионов. В нашей области работа в этом направлении начата еще в 2007 году в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования.
Юрий Коврижных, начальник департамента образования, культуры и молодежной политики области – заместитель председателя правительства области, рассказал: "В 2008 году мы уже создали автоматизированную информационную систему – электронный мониторинг образовательных учреждений области, в котором осуществляется их рейтингование, проводится процедура аттестации педкадров, осуществляется проведение госаттестации выпускников 9-х классов, а также предоставить возможность родителям осуществлять контроль посредством ведения электронного дневника".
– Это движение мощно развивается на территории области, – подчеркнул Роман Селюков, – но вопросы остаются. Меняется содержание образования... Поэтому коллегия обсуждает вопросы, которые касаются содержания этой оценочной деятельности.
Высторить модель новой оценки качества образовательного процесса в масштабах всей страны планируется к 2015 году. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что состоять она будет из передовых разработок регионов.