10 марта институт уполномоченного по правам человека в Белгородской области отметил десятилетие. Насколько он востребован гражданами? Получают ли они реальную помощь в решении своих проблем? И каков алгоритм обращений? На вопросы в студии «Мира Белогорья» ответил уполномоченный по правам человека в регионе Александр Панин.
В 2009 году Белгородская областная дума приняла решение о создании такого института. В чем его необходимость, когда есть органы власти и действующий закон? В любой системе бывают сбои, объясняет Александр Панин. Задача уполномоченного по правам человека – эти сбои устранять:
«Если изначально этот институт задумывался как определенное бюро жалоб и предложений, то за это время выкристаллизовалась его суть – он не только принимает жалобы граждан, что само по себе важно, но и делает системный анализ этих обращений».
Когда по каким-либо причинам происходит несоответствие между законом и справедливостью, специалисты института пытаются разобраться, почему так выходит, почему закон не срабатывает. Важно, что они пытаются не только решить частные вопросы, но и найти пути совершенствования всей системы.
«Ежегодно, два раза в год, проходит координационный совет уполномоченных, на котором мы собираем такие предложения системного характера. А уже на федеральном уровне это может вылиться в законодательное предложение», – комментирует Александр Панин.
Отметим, что за 10 лет существования института в адрес омбудсмена Белгородской области поступило свыше 17 тыс. обращений. Только за 2018 год уполномоченный по правам человека принял 1,1 тыс. индивидуальных и коллективных жалоб. Наибольшее количество обращений поступило от жителей Белгорода, Белгородского района, а также Старооскольского городского округа.
Чаще всего это касалось вопросов соблюдения прав человека в системе правоохранительных, судебных органов, учреждений исполнения наказаний. На втором месте – жалобы, затрагивающие жилищные права. Чуть реже граждане обращаются по вопросам социального обеспечения и защиты граждан. На четвертом месте – вопросы и претензии к качеству медицинского обслуживания. Замыкают пятерку самых частых тем – вопросы соблюдения трудовых прав.
«Мы рассматриваем это как барометр общественных настроений. И в соответствии с настроением людей, выражением их недовольства, мы даем сигнал органам власти», – говорит Александр Панин.
Уполномоченный по правам человека в Белгородской области имеет своих общественных представителей в каждом районе. Если хотите обратиться за помощью, помните, что личный прием в центральном офисе в Белгороде ведется в первый и третий вторник месяца, а прием на выезде – каждый второй и четвертый вторник месяца. График публикуется в районной газете. Записаться и узнать подробности можно по номеру телефона +7 (4722) 32-45-80.