Мемориал должны открыть на днях. Это была тонкая работа. Он посвящен не солдатам, а тем, кто молился о них. Кто ждал их даже после того, как пришла похоронка. Он посвящен подвигу женщин, за который не дают награды и ордена. Кто смог выразить их немое горе? И вообще – возможно ли это было выразить? Расскажем историю, которая началась еще много лет назад и связала разные поколения.
В 1984 году белгородский художник Станислав Косенков создал линогравюру «12 июля – день памяти. Год любой». Ее сюжет связан с уникальной традицией села Прелестного Прохоровского района. Спустя несколько десятков лет эта традиция вдохновит еще одного человека – школьницу.
«Перекресток памяти» – так назвала в 2016 году свой, тогда еще несуществующий, мемориал Женнифер Леткеманн. Ей было пятнадцать. И она была уверена – памятник в этом селе будет. Потому что он был в ее сердце. Все началось, когда узнала историю, как в Прелестном вспоминают события 43-го года.
Тогда это село оказалось в эпицентре Прохоровского танкового сражения. С тех пор каждое 12-е июля у своих дворов женщины накрывали поминальные столы с фотографиями погибших отцов, сыновей, мужей, братьев. Так было раньше.
«Из-за того, что ветераны начали умирать, традиция начала теряться. Меня это тронуло. Я захотела увековечить это», – рассказала автор памятника «Перекресток памяти», студентка 2-го курса архитектурного института БГТУ им. В.Г. Шухова Женнифер Леткеманн.
Вместе с традицией девушка хотела запечатлеть тихий подвиг женщины – подвиг, который не сможет повторить даже самый отважный воин. Это было смелое желание юной Женнифер. И право на его исполнение она завоевала.
В 2019 году первокурсница архитектурного института побывала на «Тавриде», где добилась гранта в полтора миллиона рублей. Большая часть денег пошла на покупку нескольких тонн гранита. Для Женнифер было важно, чтобы женские образы были сделаны из вечного камня, потому что в них вечность. За каждым барельефом – поиски и раздумья юного автора.
В образах этих матерей, вдов – наши бабушки. Для Женнифер важно, чтобы каждый здесь увидел часть общей истории и личной трагедии. Восемь женщин – и все о своем горе молчат.
Барельефы по эскизам Женнифер изготовили в лаборатории по изучению природного камня в БГТУ. Но нужна была центральная фигура. И она появилась, когда Женнифер, работая с архивами, увидела одну линогравюру Станислава Косенкова. Бабушка с поминальным столом. Ее делает известный скульптор и художник Максим Баранов.
Мастерская Максима Баранова в Белгороде. Композиция, над которой он работал 2 месяца, почти готова. Все из полимербетона. Он позволил сделать скульптуру предельно детализированной.
Изваянию еще предстоит преобразиться – будет нанесен защитный матирующий слой. Проявится металлизирующий эффект. А другие атрибуты композиции – табуретки и сам поминальный стол – только кажутся деревянными, так и задумано. Достоверно сымитированы и другие предметы. Все из одного материала.
Работа над этим особенным проектом оказалась благодарностью не только ветеранам, но и ушедшему другу.
«Я дружил со Станиславом, я продолжил эту традицию. Это честь для меня. И не знаю, сохранилась ли она, эта традиция, в этом селе. Или нет. Но мы сделали все, чтоб сохранить», – рассказал кандидат искусствоведения, председатель творческого союза «Гильдия мастеров» Максим Баранов.
Село Прелестное в нескольких километрах от Звонницы. Недалеко от «Перекрестка памяти» братская могила. Село небольшое, все, что происходит вокруг – на виду. Работу Женнифер приняли близко к сердцу.
Сколько бы времени не прошло, мы все также накрываем поминальные столы с фотографиями своих героев, как и жители Прелестного, только каждый в своей душе. Сколько лет пройдет, но этот мемориал будет не просто перекрестком памяти, он будет перекрестком времен, перекрестком преемственности поколений.