Без вины виноватые. Жертвам коллективизации 1929–1933 годов посвящается митинг, который традиционно в начале марта проходит в Ровеньках. В этом году исполняется 80 лет со дня завершения в районе сплошной коллективизации. К памятнику, который установлен на въезде в поселок, в минувшую субботу пришли земляки тех, кто когда-то был раскулачен, расстрелян, умер от голода.
Сплошная коллективизация обернулась трагедией для нескольких сотен ровенчан и их семей. После того, как на пленуме Воронежского обкома КПСС в 1930 году была объявлена решительная и беспощадная борьба с кулачеством, буквально за месяц села района (а он тогда входил в Россошанский округ) опустели почти на 30 %. Людей вывозили в Сибирь и на Урал вагонами.
– По Ровеньскому району на первом этапе планировалось вывезти 240 человек, вывезли 254, из них в возрасте до 18 лет 119 человек. Почти половина – подростки и дети. Конечно, это была большая трагедия, – рассказал краевед Василий Бражников.
Мария Максимовна Омельченко прижимает к груди портрет своего отца Максима Федоровича Ковтунова. Он вернулся с Первой мировой георгиевским кавалером. Пользовался большим уважением земляков. Много работал в поле, чтобы обеспечить куском хлеба большую семью. Но однажды за ним пришли. Максим Федорович был расстрелян. Но об этом семья узнала лишь десятилетия спустя.
Сколько горя, бед и унижений пришлось пережить в те времена, рассказала и Мария Яковлевна Волочаева. Ей было всего пять лет, когда расстреляли отца, а мать с четырьмя детьми выгнали из дома. "Пустила нас бабушка на квартиру, – вспоминает Мария Яковлевна. – Она достала с потолка телячью шкуру. Мать пошла, наломала веток, осмолила, сварила, поделила нам по кусочку. Мы, как щенята, поглотали ту шкуру".
Ту трагедию нужно помнить, она должна послужить уроком всем и никогда не повториться, говорили участники митинга. Они также поддержали решение заседания последнего муниципального совета об установлении точной даты памяти жертв коллективизации в районе.