Сады, скверы и парки памяти появляются в каждом районе Белгородской области. Где-то их сажают всем коллективом, а где-то просто на своем участке в память о своих ветеранах: дедушке или бабушке. Молодые деревца начинают приживаться на земле, родной для ушедших героев, пускать корни, прорастать, как память, давно и прочно укоренившаяся в сердцах потомков.
У Андрея Семеновича Ивкина из села Хлевища Алексеевского округа уже есть сад. Не памяти, обычный. Хотя отчасти всё, что делает, делает словно с оглядкой на предков. На пенсии полюбил землю, деревья. Говорит, это у него от деда – участника войны Ивана Егоровича Сапелкина. В честь деда и еще двух своих героев семья высадила сразу три фруктовых дерева: яблоню, грушу и сливу. И эти деревца будут в саду особенными, именными – символ новой жизни и радости.
«Я же помню вот эти счастливые глаза деда, когда он приходил на 9 Мая на праздники. Он всегда улыбался, никогда он не рассказывал про войну – всегда улыбался, радовался жизни», – рассказал Андрей Ивкин.
У героев этой семьи разные судьбы. Иван Сапелкин вернулся, а Агей Кузнецов погиб, освобождая Брест. Не увидел больше своих детей. Но внуки, а теперь и правнуки берегут историю о подвиге своего героя. В местной газете была небольшая статья из воспоминаний его сослуживца. Пожелтевший газетный листок, описывающий подвиг героя, – богатство. У многих даже фотокарточки не осталось…
Тут же, в Хлевище, есть братская могила, где захоронены солдаты, оборонявшие местную железнодорожную станцию. А вокруг плиты с именами погибших на разных фронтах односельчанах. Малая родина помнит своих сынов.
«Каждый год, когда мы проводим митинг, мы называем имена, фамилии и отчества всех погибших хлевищан, год гибели. Сейчас это уже 215 человек. И все, кто приходит, слушают с нетерпением, когда назовут их деда, прадеда», – сказала глава Хлевищенской территориальной администрации Ирина Костюкова.
Виталий Безбородых уже много лет ищет упоминания о земляках в архивах и сводках, отслеживает их военный путь, награды, места дислокации, боев, гибели. Совсем недавно он отыскал сразу десятерых. Они оказались в одном списке донесения о потерях. Поиски продолжаются.
У Виталия Петровича дед Тренетий Григорьевич Безбородых до сих пор числится пропавшим без вести. Где его могила, он не знает. За последние 45 лет он установил десятки имен по документам и письмам. Не теряет надежды отыскать что-то и о своем родственнике.
А вот Мария Васильевна Афанасьева из села Мухоудеровка знает точно время и место гибели своего отца Василия Григорьевича Гребенникова. Однако его мученическая смерть не дает ей покоя – отца и еще шестерых селян жестоко пытали.
Отец Марии Васильевны не ушел на фронт по состоянию здоровья. Работал председателем колхоза. Зимой 43-го его по доносу обвинили в помощи партизанам. Школьный музей хранит крупицы данных о той истории, а дочь пересказала воспоминания очевидцев и рассказы матери.
«Отца я не знаю, мне было два годика, старшей сестре было девять лет. Отец всё время куда-то уходил. Мама его напечет хлеба, а он в мешок забирает и уносит. Как-то к нему приезжали люди в юбках, а это, оказывается, солдаты были, переодевались. В лесу были партизаны, и он все знал», – вспоминает Мария Афанасьева.
Не попал на фронт, но боролся, приближал победу. Под пытками не сломался и никого не выдал. Держали селян в сарае. Жена на свой страх и риск приходила просить за мужа. Январским утром пленных повели на реку, заставили рубить лед, избили, вырезали звезду на груди председателя, а потом полуживых бросили в воду. Их тела нашли только весной.
Сегодня праправнуки Василия Григорьевича Гребенникова вместе с его дочерью тоже высадили дерево у себя на участке в честь своего героя.
Принять участие в акции «Сад Памяти» может каждый. Так просто посадить деревце и пусть память о вашем родственнике пустит корни, а еще можно зарегистрироваться на сайте садпамяти2020.рф и нанести свое дерево на общую карту.