Из Риги в Белгород на реставрацию приехала «Пчёлка» – лёгкий двухмоторный советский самолёт, последний из которых поднимался в небо более 20 лет назад. В мире осталось всего 14 моделей, и белгородская имеет все шансы стать первой, которая полетит.
Наша съёмочная группа встречала важного металлического гостя на аэродроме в Томаровке. Его крылья ехали отдельно, потому что в собранном виде размах составляет 23 метра. Центральная часть, которую и транспортировали на грузовике, составляет 6,5 метра.
За 40 лет простоя «Пчёлка» разучилась летать. Добираться до аэродрома в Томаровке пришлось на автомобильном трале. Благодаря опытному водителю и машинам сопровождения дорога обошлась без приключений.
«Пчёлка» – вымирающий вид. Последняя поднималась в небо в 1999 году.
Чтобы спустить «Пчёлку» с трала пришлось задействовать кран. Весит центральная часть самолёта относительно немного – всего полторы тонны. Проблему здесь составляет именно её размер, из-за которого не удалось толком погрузить аппарат на платформу, даже с использованием расширителя. Пришлось дополнительно монтировать деревянную площадку.
Переговоры с Рижским музеем авиации о покупке Ан-14 вели 7 лет. Владелец ни под каким предлогом не хотел расставаться с самолётом. Но политика борьбы с советским прошлым в странах Прибалтики вынудила его согласиться, чтобы спасти «Пчёлку».
«Музей был весь под угрозой, в том числе и этот самолёт. Поставили условие: в течение месяца освободить площадку. При этом не давали никаких вариантов, куда перевести, что сделать, то есть банально предлагали вывезти самолёт и попилить на цветмет», – рассказал президент федерации самолётного спорта Белгородской области Владислав Александров.
Видно, что время не пощадило Ан-14. Но с такими энтузиастами, влюблёнными в небо, как в Белгородской области, его очень быстро приведут в порядок, и он снова сможет летать.