Раньше через станцию Белгород проходило 40 поездов с Украины, сейчас – только два. Это повлияло на работу таможенников. Чтобы увидеть это, мы отправились на станцию ко времени таможенного досмотра украинского пассажирского поезда Кривой Рог – Москва.
Почти 5 килограммов домашнего сала у гражданки Украины – единственное нарушение таможенного регламента, выявленное за эту ночь. В случае с мясной продукцией ввозить ее в Россию можно только в заводской упаковке и не более 5 килограммов. А домашнее сало к ввозу запрещено – штраф 1000 рублей и конфискация. Причина – профилактика АЧС.
Осмотр проводится в каждом вагоне, проверяют всех пассажиров, раскручивается даже обшивка тамбура. Теперь на это есть время. Осмотреть одну пару поездов в сутки гораздо проще, чем 40. Тогда проверки были выборочными. Сейчас все иначе – более тщательно и даже дотошно.
Осмотр ведется не только внутри, но и снаружи. Здесь особый интерес таможенников прикован к ящикам под вагонами. Технически они предназначены под высоковольтное оборудование и аккумуляторы, но в депо в них можно спрятать абсолютно все – от сельхоззапчастей до военного оборудования. И то, и другое таможенники находили в разное время при условии, что удавалось осмотреть не все ниши и ящики. Но это не единственные тайники. В их числе и колесные блоки вагонов.
Автоматизация – еще одна причина существенного сокращения сотрудников. Большой штат был нужен, когда ежегодно по железной дороге через Белгород проезжало более миллиона пассажиров, то есть около 3 тысяч в сутки. Для сравнения: сейчас в десять раз меньше – порядка 300 человек.