Сочинская олимпиада обещает стать уникальной по множеству параметров, в том числе и по темпам и масштабу строительства. Вся прибрежная территория Краснодарского края на время превратилась в одну большую строительную площадку с видом на море. Вот только каждый видит в ней свое. Для кого-то это прежде всего престиж страны, для кого-то ожидание громких спортивных побед, а вот для участников белгородской делегации, накануне вернушейся из Сочи, это яркие проектные решения и смелые технические идеи. А все потому, что в состав делегации, возглавляемой начальником департамента строительства, транспорта и ЖКХ Николаем Калашниковым, вошли строители, дорожники и ученые технологического университета, а еще съемочная группа "Мира Белогорья", которая вместе с земляками оценила, как на глазах в современный туристический кластер превращается целый регион.
Море налево, горы направо... В этот уникальный природный пейзаж удачно вписан так называемый прибрежный кластер – Олимпийский парк из шести ледовых дворцов, парковой зоны и сопутствующей инфраструктуры. Впервые в истории Зимних и Паралимпийских игр все ледовые арены находятся в шаговой доступности друг от друга. Дворец зимнего спорта "Айсберг", керлинговый цент "Ледяной куб", ледовая арена "Шайба", конькобежный центр "Адлер-арена" и, наконец, стадион, на котором пройдет церемония открытия и закрытия игр. Пока здесь высятся строительные краны, потом полупрозрачная поликарбонатная кровля накроет два сектора зрительских трибун, придав стадиону вид снежной вершины – такова идея архитекторов.
А вот в основу архитектурного решения большого Ледового дворца лег образ замерзшей капли. Сферический серебристый купол станет еще и внешним монитором, на который через 38 тысяч светодиодов будет транслироваться картинка. Внутри идет монтаж зрительских трибун на 12 тысяч мест и ледового покрытия. Размеры ледовых полей у всех объектов стандартные – 60 на 30 метров, а вот лед разный. Для фигурного катания – теплый и мягкий, дающий хорошее сцепление с коньком. Хоккейный лед – жесткий, скоростной, холоднее фигурного на 2–3 градуса.
Трудно поверить, что совсем недавно на этом месте был обычный жилой поселок староверов без особых бытовых удобств и коммуникаций. 112 коттеджей поселка Некрасовское – их новое место жительства. Названия улиц – Старообрядческая и Общинная – сразу на русском и английском. Размер дома зависел от количества земли в собственности. А главное – для поселка построили детсад, подвели газ и воду. Вообще за счет олимпийского строительства весь регион Сочи получил всю коммунальную инфраструктуру: очистные сооружения, сети водоснабжения и канализации, чтобы сделать его городом-курортом круглогодичного цикла, ну и, конечно, современную дорожную сеть.
Вдоль старой дороги на Красную поляну по берегу реки Мзымты тянется новая ветка – железнодорожная и автомобильная. Со смотровой площадки хорошо виден тоннель. Таких здесь будет немало. Прорезая горы, они позволят добраться от аэропорта до горного кластера всего за 27 минут.
Пока будущий горный кластер только на макете. Но каждый обещает себе вернуться сюда еще раз, чтобы увидеть все воочию. Фотографии презентации рисуют яркий образ горной деревни, которая раскинется на отметке 540 метров над уровнем моря. Архитекторы стилизовали ее под Средиземноморье, романтическую старину. Причем часть гостиниц уже работает, готова принять туристов и канатная дорога. Сейчас здесь пять таких веток, а к 2017 му году будет почти два десятка. Практически готова и трасса для прыжков с трамплина. Обещают, что ее можно будет использовать круглогодично. А в прибрежном кластере тестовые соревнования пройдут уже этой осенью. Примечательно, что Белгородчина тоже внесла свой вклад в олимпиаду: конструкции для сочинских объектов готовили белгородский завод "Энергомаш" и Борисовский завод мостовых конструкций. Также на одной из строительных площадок работы ведет белгородский подрядчик – компания "Трансюжстрой".
Кроме транспортных объектов белгородцы ведут реконструкцию и строительство девяти вокзальных комплексов от Дагомыса до конечной станции железнодорожной ветки на Красную Поляну.
Прежде всего строители выполнили защиту склона от обвалов и оползней. Мощные подпорные стены защищают платформу и ажурную конструкцию из стеклопакетов, которая позволит сделать частью интерьера здания уникальный горный пейзаж. В период олимпиады вокзал будет принимать 8,5 тысячи пассажиров в час. Белгородцы удивляются и берут на заметку.
Архитекторам – проектные решения, дорожникам – техническое воплощение, научным мужам – связь с практикой, представителям муниципалитетов – новые идеи для местных, пусть куда менее масштабных объектов. Каждый член делегации выносит свое. И главный строитель области с удовлетворением констатирует: цель поездки достигнута.
– Необязательно строить какой-то большой объект, чтобы применить новую технологию, – уверен Николай Калашников заместитель председателя правительства области, начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ. – Можно и на наших объектах применять те технологии, которые мы здесь увидели, по качеству, инженерному решению, применению современной техники. Второе направление – это дорожное строительство. Здесь мы видим огромные транспортные развязки, чего нам тоже недостает, поэтому мы особое внимание уделили этой теме и будем искать применения решений у нас в области.
Осталось дождаться завершения строительства и большого спортивного праздника. Чтобы он случился, строители превзошли себя. Дело за спортсменами.